С ранних лет родители стараются своим детям привить любовь к чтению, к стихам, рассказам и сказкам. У малышей появляются свои любимые персонажи. Мальчикам по душе супергерои, а девочкам ближе образы принцесс, королев и прочих сказочных героинь.

Какую роль играют сказки для детей

Безусловно, очень важную роль в жизни детей играют сказки — именно через них познается хорошее и плохое, понятие зла и добра, взаимопомощи, уважения, что такое обман и другие моменты, которые проще всего детям объяснить именно через выдуманные истории. Советские сказки имеют хорошую рифму, интересный сказ, веселые стишки и песенки — который особенно заинтересовывают детей. Царевны и принцессы - главные героини многих русских и зарубежных сказок.

И примерно к 5 годам, особенно у девочек, возникает вопрос «как нарисовать царевну?». Многим родителям, не имеющим навыков рисования, сложно объяснить ребенку, как это сделать. В сказках, персонажи довольно часто превращаются в какое-то животное или птицу. Например, царевна-лягушка или царевна-лебедь. Именно поэтому, часто рисуют ее перевоплощение, а не человеческий облик.

Но маленькие девочки и мальчики растут, и у них возникает желание нарисовать принцессу уже в обличье девушки. Стоит разобраться подробнее в обоих вариантах — как нарисовать царевну.

Рисование царевны по облику птицы или зверя, в которого она превращается

Если взять за основу две сказки царевна-лебедь и царевна-лягушка. То здесь главными героинями рисунков становятся лебедь и лягушка. Но главное их отличие, это наличие короны, или стрелы (как написано в сказке).

Процесс рисования стоит разбить на несколько этапов, так тело лягушки надо представить в виде простых форм — кругов и овалов, после чего линиями создать контур лягушки, на ее голове разместить корону, а в лапке стрелу.

Практически такие же этапы применимы и к лебедю, только шею изобразить можно либо прямоугольником, либо узким длинным овалом, изогнутыми линиями обвести контур, нарисовать крыло и хвостик, на голове у лебедя должна быть корона. Лишние линии стереть ластиком и добавить несколько штрихов по теням, чтобы картинка визуально была оформлена объемно и реалистично.

Как нарисовать царевну поэтапно в облике девушки

Как можно нарисовать царевну из сказки? Можно создать портрет царевны, изобразить ее в полный рост или сидящую на скамье, камушке. Все полностью зависит от фантазии.

Давайте разберем, как нарисовать портрет царевны.

В данном варианте, очень важно пропорционально изобразить черты лица. Именно поэтому сперва рисуется овал, который разделяется двумя линиями — вертикальной и горизонтальной. Именно по этим линиям стоит ориентироваться при дальнейшем рисовании лица. Нос и губы будут располагаться четко по обе стороны от вертикальной линии, глаза и брови важно нарисовать на одной высоте, одинакового размера и формы. После чего можно приступить к прорисовки волос, шеи, кокошника или короны.

Таким образом, в этой статье удалось разобрать основные элементы и понять, как именно надо рисовать царевну, на что стоит обратить внимания, а главное, какой образ играет в фантазии художника, будь то лягушка или прекрасная принцесса. Сидит она и грустит, или счастливая смотрит вдаль, так как все беды позади.

  • выполнить портрет сказочного героя;
  • создать атмосферу творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, участвовать в творческом обмене мнениями).
  • 1) формировать эстетическое отношение к сказочным героям,

    2) учить отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев;

    3) развивать творческую активность;

    4) воспитывать интерес и любовь к искусству.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: рисование по представлению.

    Метод: объяснительно-иллюстративный.

    Приемы: педагогический показ, сравнение.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Материалы: бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти.

    Слайды:

    2. И.Я. Билибин “Баба Яга”

    3. И.Я. Билибин “Всадник Утро”, “Всадник День”, “Всадник Ночь”

    4. В.М Васнецов “Аленушка”

    5. В.М Васнецов “Баба Яга”

    6. В.М Васнецов “Богатыри”

    7. В.М Васнецов “Сирин и Алконост”

    8. М. А. Врубель “Царевна Лебедь”

    9. М. А. Врубель “Пан”

    10. М. А. Врубель “Богатырь”

    11,12. Схемы

    I. Организационный момент

    II. Вводная беседа

    Откуда к нам пришла сказка? Почему многие столетия взрослые рассказывают детям сказки, а дети с упоением слушают? “Так ведь это же интересно – слушать сказки!” - ответят все не задумываясь. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок”, - вспомнят пушкинские строки те, кто начитан. Но в древние времена сказка входила еще и в магический обряд “посвящения во взрослые”. Вместе со сказочными героями подростки отправлялись в символический потусторонний мир – мир мертвых, учились побеждать страх, проходили через ряд испытаний, разгадывали загадки и благополучно возвращались обратно.

    Сегодня мы с вами ознакомимся с произведениями великих русских художников, которые изображали сказочных героев, иллюстрировали сказки. И сами попробуем изобразить сказочного героя.

    Для начала вспомним определение жанра “портрет”.

    ПОРТРЕТ - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности - автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна. Приступим к анализу произведений художников.

    И.Я. Билибин “Баба Яга”

    Взглянув на эту картину, скажите, как вы думаете, Баба Яга является добрым персонажем или нет? Правильно, Баба Яга, является отрицательным персонажем. Художник это показал устрашающим лицом, длинными костлявыми руками серого цвета. Развивающиеся тонкие волосы и наклон ступы создают движение, Баба Яга как бы нападает из темного леса с пестом в руках. Создается ощущение, что она летит на нас. Так же художник изобразил мухоморы, которые являются ядовитыми поганками и часто применяются в различных отравляющих зельях колдуньи.

    И.Я. Билибин “Всадник Утро”, “Всадник День”, “Всадник Ночь”.

    На страницах сказки “Василиса Прекрасная”, проиллюстрированной художником, превращения происходят на глазах читателя. В предрассветном лесу вдалеке появляется белый витязь – вестник Утра. Красный всадник на следующей странице скачет как бы прямо на зрителя – День разгорается. А на следующей странице читатель замирает от страха: прямо на него из глубины леса конь выносит черного всадника – наступает Ночь, таящая новые испытания и превращения.

    Слайд 4 “Аленушка”, картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. “Аленушка, - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее”. Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

    В картине В. М. Васнецова “Баба Яга” восходящий месяц озаряет призрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болтом несется в ступе ведьма. Кажется, мы слышим скрежет зубов Бабы Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния. Белое пятно рубашки Иванушки пронзительно светится. Он будто взывает о помощи. Неужели к его крика никто не услышит.

    В.М. Васнецов “Богатыри”

    Скажите, кто из витязей самый старший “по званию” и какими приемами художник это выделил? По жесту, по стати богатырской догадайтесь об их характерах. Кто спокоен, уверен? Кто суров, дальновиден? А кто удал, да лукав? Пусть подскажет верный ответ цвет коней ретивых. Один конь – что ветер в чистом поле, другой – что огонь, а третий – тяжел и могуч, как сыра земля?

    В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен “благости, великодушия и добродушия”. Богатырь справа, самый младший, “напуском смелый” - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он “душа-парень”, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

    Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические.

    В.М. Васнецов “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали”

    Взгляните на эту картину. Определите, где изображена птица радости, а где – птица печали. Почему вы так решили? Что вам помогло? Какой колорит использует художник для изображения каждой птицы.

    М.А. Врубель “Царевна Лебедь”

    “Царевна-Лебедь” - один из самых пленительных, задушенных женских образов, созданных художником. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны Лебедь. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства.

    Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра.

    Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

    В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит.

    Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

    Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом, словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

    Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.
    Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...

    Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде.

    Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

    Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

    Художник пленил нас магией своей волшебной музы.

    М.А. Врубель “Пан”

    Низкий, над самым горизонтом стоящий полумесяц с его неясными очертаниями, каким он действительно бывает только в летний период, прячась за кустами и случайно показываясь где-нибудь из-за большого пня или кочки – одно из “открытий” Врубеля.

    Только после появления “Пана” мы стали замечать в полумесяце его тяжелую рыхлую фактуру и то, что он не дает никакого света, тяготеет к земле, меланхолически стремясь скрыться за горизонт. В таких болотистых местах по вечерам человеком овладевает беспричинная тоска, и душу полнит приток той безысходной грусти, которая сквозит в выцветших старческих остекленевших глазах Пана… Он сидит, согнувшись, около кривой березки, и все тело его срослось с землей, слилось с влажным воздухом, и нет никакой возможности мыслить ни Пана отдельно от этих топких болотистых мест, ни слепого косматого полумесяца без козлоногого старого фавна.

    Фактура его сильного тела сливается в одно органическое целое с землей, травами, воздухом и водой. Здесь и изобразительно-поэтическое олицетворение образа эллинской мифологии и его необычайная русификация. Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Мшистая фактура его тела приспособлена к влажным низинам, звуки его цевницы сливаются со скрипучим криком дергача и теми шорохами, что наполняют северный вечер.

    М.А. Врубель “Богатырь”

    Сказочный богатырь словно высечен из драгоценной горной породы или выложен из приглушенно поблескивающей мозаики. Он как будто “вырастает” у тебя на глазах и не умещается в рамках картины, “проламывая” ее вверху шлемом, - отсюда и необычный формат полотна. Мощный конь под богатырем также не вмещается в формат картины, что говорит о величии и силе.

    • Какой колорит художник использует в своей картине?
    • Какой характер
    • Богатыря передал художник?

    III. Формулировка задания практической работы

    Задание. Выполнить портрет сказочного героя. Но, прежде чем приступить к заданию, вспомним, как выполняется портрет.

    IV. Инструктаж

    Прорисовка частей лица

    Чтобы правильно нарисовать голову человека, необходимо знать её пропорции.

    Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части.

    Лицо рисовать довольно сложно. Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

    Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний - на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

    Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа.

    Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа, разрез рта - на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.

    Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется срединной и служит для построения парных симметричных форм.

    Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом.

    Форма головы бывает разных типов.

    А теперь посмотрите, как зарисовать разное выражение лица человека.

    Выбор черт лица при изображении сказочного героя определяется характером героя, его литературным описанием. Так же необходимо учитывать характер героя, его положительность или отрицательность при выборе цветовой гаммы. Некоторые части лица могут быть нарочито увеличены, либо уменьшены.

    Я вам прочитаю описание сказочного персонажа, ваша задача, используя полученную информацию, изобразить героя.

    Леший

    Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним данным, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем.

    Также может явиться к человеку косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан.

    По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую.

    Согласно поверьям, внешний вид лешего зависел от местности: в лесу его рост сравним с высотой деревьев, в поле он не выше травы.

    Пристрастие к карточным играм и вину - характерная черта этого существа.

    Леший обитал в дремучих лесных чащах, зарослях камыша, дуплах старых деревьев. Среди всех лесных обитателей любимец хозяина леса - медведь. Леший делился с ним вином, а медведь охранял его покой.

    Леший - главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

    V. Практическая работа

    Во время работы звучит музыка из сказок.

    VI. Подведение итогов. Просмотр работ.

    Литература

    1. М.В. Казиева. Энциклопедия живописи для детей. Сказка в русской живописи. Москва, 2008.
    2. Википедия.
    3. http://kidsmoy.su

    М.В. Нестеров - Портрет художника В.М. Васнецова

    В тихом московском переулке невдалеке от Садового кольца стоит сказочный терем. С весны 1894 года в доме, выстроенном по собственному проекту, жил замечательный художник - Виктор Михайлович Васнецов. В память о живописце теперь этот переулок носит его имя, а в доме, о котором Ф.И. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом», размещен один из самых интересных московских музеев.

    Этот дом-музей особенно любят дети, ведь здесь живут сказки. Интересно наблюдать, с каким интересом дети рассматривают громадные полотна, украшающие мастерскую художника, с каким восторгом узнают на картинах знакомые персонажи русских народных сказок. А полюбоваться в этом доме есть чем не только детям, но и взрослым. Кроме значительного количества картин и рисунков художника здесь представлена прекрасная коллекция древних предметов и икон, которую живописец собирал всю жизнь. Да и само здание не оставляет равнодушным - это на самом деле удивительный сказочный терем.

    Виктор Васнецов родился 3 мая 1848 г. в Вятской губернии в селе Лопьял в семье священника. По совету отца юноша выбрал путь духовного служения. Учился в Вятском духовном училище, а затем в духовной семинарии. Но тяга к живописи, которой Виктор увлеченно отдавал все свободное время, пересилила и, уйдя с последнего курса семинарии, он в 1867 году отправился в Петербург. Год проучился в Рисовальной школе Общества поощрения художников, где его наставником был прекрасный художник И.Н. Крамской, а в 1868 году поступил в Академию художеств.

    Еще в годы учебы в академии юноша определил главное направление своей деятельности - историко-былинная живопись. Чтобы быть ближе к исконно-русской старине, в 1878 году Васнецов переезжает в Москву. «Я чувствовал всем существом, - писал он впоследствии, - что только Москва, ее народ, ее история, ее Кремль смогут оживить мою обессиленную петербургским равнодушием и холодом фантазию! Только Москва, этот исконный центр всего родного, с детства такого близкого и понятного, сможет правильно насытить мое истосковавшееся по всему русскому, по всей народной поэзии творчество, направить меня по настоящему, русскому художнику свойственному, пути и направлению!».

    Москва всегда привлекала художников, практически одновременно с Васнецовым в первопрестольную перебрались И.Е. Репин и В.Д. Поленов. С каким удовольствием после прямых и чопорных петербургских улиц друзья-художники бродили по кривоколенным московским переулкам, где в зелени садов прятались старинные дворянские и купеческие особнячки, а из-за очередного поворота внезапно появлялись небольшие уютные церквушки, которые, казалось, еще помнят Ивана Грозного.

    Оружейная палата, Патриаршая ризница, Румянцевский музей, собрания коллекционеров Д.П. Боткина, К.Т. Солдатенкова, А.И. Хлудова, П.М. Третьякова давали возможность лучше понять и почувствовать мир русской старины. В Москве Васнецову работалось легко и плодотворно. Именно здесь были написаны его лучшие произведения, навеянные русскими былинами и сказками. Несомненно, самым известным из них стало грандиозное полотно «Богатыри», украшающие ныне Третьяковскую галерею.

    Немногие знают, что одно из крупнейших произведений мастера находится в Историческом музее. О созданной в 1882-85 годах картине-фризе «Каменный век» известный художник и реставратор И.Э. Грабарь сказал, что это «единственная в европейской живописи композиция, заставляющая верить в подлинность этих первобытных людей». Стоит отметить, что Васнецов любил бывать в историческом музее, где можно было отдохнуть душой, общаясь с истинными знатоками российской истории И.Е. Забелиным, В.И. Сизовым, А.В. Орешниковым. В этих залах неоднократно проходили персональные выставки Васнецова, причем, немалую часть вырученных от их проведения средств Виктор Михайлович жертвовал на расходы по пополнению музейных коллекций.

    Человек глубоко верующий, Васнецов с удовольствием участвовал в росписи православных храмов. Высокую оценку современников вызывали выполненные им мозаики для храма Воскресения Христова в Петербурге и росписи собора Святого Владимира в Киеве.

    Виктор Михайлович с увлечением коллекционировал древние иконы. Об этой страсти живописца интересные воспоминания оставил его племянник Всеволод Аполлинарьевич Васнецов: «На этом же Сухаревском толчке попадались моему дяде древние иконы. Он был большим их знатоком и одним взглядом определял достоинства предлагаемого произведения. И вот иногда раздавался телефонный звонок - звонил дядя Виктор. «Аполлинарий! Какую вещь я приобрел! Сейчас же приезжай смотреть». Ему нетерпелось похвастаться своим приобретением. Отец немедленно выезжал, а частенько и я с ним. Посередине мастерской на мольберте уже стояла новая покупка. Как всякий коллекционер, пополнивший свою коллекцию каким-либо интересным приобретением, дядя бывал оживлен, разговорчив и сиял как именинник. Оба брата с интересом рассматривали икону, восторгались ее достоинствами, иногда спорили о школе и времени».

    Творчество и увлечения Васнецова хорошо представлены в музее, где насчитывается более 25 тысяч картин, рисунков, исторических реликвий и документов. Среди этого многообразия главный интерес посетителей неизменно вызывают картины, большинство которых написано в начале ХХ века. В громадной мастерской художника представлены полотна, которые он сам называл «поэмой семи сказок»: в эту серию входят «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Кащей Бессмертный», «Баба Яга», «Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем», причем отдельные картины имеют несколько вариантов.

    Взрослых зрителей заинтересуют портреты, пейзажи, жанровые картины и зарисовки, выполненные мастером. Большое впечатление производит и сам дом, на первом этаже которого находятся гостиная, столовая и жилые комнаты, сохранившие мебель и убранство, создававшиеся по эскизам Васнецова в Строгановских и Абрамцевских мастерских, а также на родине художника в Вятке. При этом стиль оформления каждого помещения свой: гостиная выполнена в боярском стиле, характерном для XVII столетия, столовая напоминает горницу в избе зажиточного крестьянина.

    Большое впечатление производит мастерская живописца, размещающаяся на втором этаже. Это пронизанное светом громадное помещение площадью около 110 квадратных метров и высотой до 6 метров. На стенах большие картины по мотивам русских сказок, которые интересно рассматривать под чарующую музыку российских композиторов, бывших современниками автора.

    Напротив мастерской в кабинете-спальне, который художник называл «светелкой», расположилась коллекция икон. Эта комната еще во времена Васнецова производила на посетителей большое впечатление: «Вдоль стен - широкие, чисто выструганные скамьи. На бревенчатых стенах угольные и карандашные наброски, рисунки, этюды. В левом углу старинные строгие иконы без позолоты и украшений - это ценнейшие образцы творчества древнерусских живописцев», - вспоминал Всеволод Васнецов.

    Художник гордился своей коллекцией икон, недаром его последний портрет, который в 1925 году написал , изображает Васнецова на фоне старинных икон.

    Жизнь художника оборвалась 23 июля 1926 года, когда он работал над портретом своего друга Михаила Нестерова. Но стоит в Москве терем, в который художник поселил сказки, приносящие радость и детям, и взрослым.

    Спящая царевна


    Царевна-Лягушка

    Царевна-Несмеяна


    Ковер-самолет

    Ковер-самолет

    Аленушка


    Витязь на распутье

    Снегурочка


    Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.

    Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.

    Обратите внимание!!!

    Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

    С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. Живопись воспринимается легко, если в семье понимают, любят и чувствуют произведения искусства. Родители, заинтересованные в эстетическом развитии детей, могут организовывать маленькие радостные встречи с искусством.

    Сказки сопровождают детей чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев им помогут картины Виктора Михайловича Васнецова.

    Виктор Михайлович Васнецов – художник-сказочник, создавший картины-сказки, картины-былины: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке»…

    Художник называл себя «сказочником», былинником, гусляром». Слово «былина» происходит от слова «быль», сказка – от слова «сказывать», гусляр от слова «гусли» (старинный музыкальный инструмент). Родина художника — Вятский край, село Лопьял. Сама природа, таинственная и суровая внушала ему образы героев древних былин, поверий, сказаний.

    Картина «Аленушка»

    Сюжет картины «Аленушка»взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая». Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела, застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.

    Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.

    В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь человека и природы, их взаимопонимание.

    Это интересно:

    Героиня картины многим напоминает персонажа русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Однако в этой сказке сюжет был совсем другим: к пруду бежал несчастный козленок Иванушка, чтобы пожаловаться на свою судьбу своей сестрице:

    «Аленушка, сестрица моя.
    Огни горят горючие,
    Котлы кипят кипучие,
    Ножи точат булатные,
    Хотят меня зарезати».

    А она ему отвечала:
    «Ах, братец мой Иванушка.
    Тяжел камень ко дну тянет,
    Шелкова трава ноги спутала,
    Люта змея сердце высосала».

    Прочитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обсудите ее сюжет. Найдите сюжетные отличия в сказке и картине.

    Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.

    «То ли ветер ветку клонит,
    Не дубравушка шумит.
    То мое, мое сердечко стонет,
    Как осенний лист дрожит».

    Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.

    • Почему она убежала в лес?
    • Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
    • Как относится к ней художник?
    • По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).

    После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.

    Картина «Три царевны подземного царства»


    Картина создана по мотивам русской народной сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое, драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И. Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.

    Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее головной убор отлит из чистого золота. Она держит в руках платочек, украшенный золотыми нитями.

    Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными бриллиантами. На голове мерцают изумруды.

    Младшая царевна скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек. Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.

    • Прочитайте сказку «Три царевны подземного царства».
    • Теперь попробуйте разгадать загадку: какие подземные сокровища охраняют три царевны?
    • Как изменил сюжет сказки художник Васнецов?
    • Что охраняет самая младшая царевна?
    • Что изображено на переднем плане картины? (Черные глыбы угля)
    • Как относится художник к младшей царевне?
    • Что же важнее в жизни: золото, драгоценные камни или уголь? (из золота и драгоценных камней делают украшения, а уголь дает людям тепло и свет)

    Картина «Иван-Царевич и Серый волк»

    В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.

    Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…

    • Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
    • Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
    • Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
    • Кто сидит на Сером Волке?
    • Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
    • Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
    • Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
    • Почему распустилась яблоня?
    • Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
    • Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
    • Понравилась ли эта картина? Чему она учит?

    Картина «Богатыри»

    На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.

    В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:

    • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
    • «Илья Муромец и Калин-царь»,
    • «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
    • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…

    Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.

    Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.

    О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»… Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.

    Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».

    Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки. Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.

    В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил богатырские доспехи, и принял богатырский облик.

    Прочитайте былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.

    Объясните различия былины от сказки.

    Задайте ребенку следующие вопросы:

    • Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
    • Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
    • Какими были наши защитники?
    • Как звали самого старшего богатыря?
    • Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
    • Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
    • Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
    • Какой богатырь понравился больше и почему?

    Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».

    Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.

    Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.

    Лукибанова Клавдия Ивановна
    Викторина по программным сказкам.

    В зале создана выставка из серии картин по программным сказкам и декорации . Дети входят в группу, звучит музыкальный фрагмент " Приходи, сказка "

    Воспитатель : Кто узнал эту музыку?

    Она звучит перед началом показа сказок по телевидению .

    Сегодня к нам тоже придут в гости ваши любимые сказки , и хорошо знакомые.

    Подойдите вот к этим картинам, пожалуйста, и рассмотрите их.

    1. Бабушка, внучка, да курочка

    Воспитатель : Кто узнал эту сказку ? Кто её главный герой?

    Расскажите, что с ними произошло?

    Чему учит эта сказка ?

    Ответы детей

    2. Прослушивание отрывка из сказки "Лисичка всеми риска и серый волк"

    Воспитатель : Как называется эта сказка ? Что вы, детки, можете сказать о героях этой сказки ?

    Кто хочет показать отрывок небольшой из этой сказки ?

    Ответы детей

    Воспитатель : Ребятки, к нам в гости пришла и другая сказка , отгадайте её и найдите иллюстрации к ней (нанайская сказка " Айога")

    Как вы представляете Айогу?

    Закройте глазки и найдите на колосках характер Айоги.

    Почему девочка не хотела трудиться?

    Сказка- ложь , да в ней намек- добрым молодцам урок!

    Какой вывод вы сделали для себя, узнав эту сказку ?

    Ответы детей

    Воспитатель : Дети, у народов Севера есть не только интересные сказки , но и игры. Сейчас мы поиграем в одну из них.

    Отгадайте, как называется?

    " Оно редко выглядывает на Севере и дети рады ему"

    Дети : Солнышко

    Воспитатель : Тебята, а сейчас мы с вами символами маленьких человечков выложим модель солнца

    Воспитатель : Умницы вы мои! А вот ещё одна русская народная сказка у нас в гостях . Как она называется?

    Дети : "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

    Воспитатель : Кто главные герои этой сказки ? Какие эпизоды сказки вам больше всего нравятся?

    Чем заканчивается сказка ?

    Ответы детей

    Воспитатель : Дети, сколько вы назвали умных и добрых сказок ?

    Чем они вам нравятся?

    Чему учат нас эти сказки ?

    Ответы детей

    Воспитатель : В одну из сказок мы сейчас поиграем . Муж. игра "Колобок" под рус. нар. мелодию в обработке Е. Тиличеевой.

    Воспитатель : А чтобы ваши родители узнали, как вы умение сочинять сказку , нарисуйте своих любимых героев и мы сошьем их в книжку- самоделку.

    Публикации по теме:

    Викторина по русским народным сказкам Конспект НОД по коммуникации «Викторина по русским народным сказкам». МБДОО №1 << Чебурашка>> воспитатель Корастылева Е. Б Интегрируемые.

    Викторина по сказкам К. И. Чуковского ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К. И. ЧУКОВСКОГО (для детей в возрасте от 5 до 6 лет) Цель: -учить детей быстро определять название сказки по фрагменту,.

    Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе. Задачи: закрепить знания детей о русских народных сказках, развивать.

    Цель: развитие интереса к русским народным сказкам. Задачи: 1. Обобщить знания детей по сказкам. 2. Прививать интерес к чтению. 3. Развивать.

    Викторина по сказкам. Сказочная викторина «Путешествие по сказкам» (средняя группа)

    Викторина по сказкам А. С. Пушкина Участники викторины: дети подготовительной группы Задачи ОО в интеграции: «Физическое развитие»- развитие двигательной активности детей.

    Викторина по сказкам для 1-х классов Тема: «Викторина по сказкам» 1-е классы Цели: Расширить знания учащихся о сказках; Создать условия для пропаганды здорового образа.