Как играть в нарды? Правила состязания

Многие помнят игру в уголки. Белые и чёрные фишки выстраиваются группами в диагональных противоположных углах поля, и цель игрока - как можно быстрее переместиться на территорию противника. Схожий принцип применяется и в нардах.Как играть в нарды?

Правила игры, на первый взгляд, кажутся сложными. Однако это не так, разберёмся во всём по порядку.

Из чего состоят нарды и правила игры

В набор входят: игральная доска с ячейками по внутреннему периметру,тридцать фишек: по 15 штук чёрного или белого цвета на каждого игрока,два игральных кубика (игральные кости).

Фишки выбранного цвета выставляются в верхнем правом от вас углу. Особых требований к тому, как они должны стоять, нету, чаще всего их просто выстраивают в вертикальный ряд. Главное, что все они находятся на старте, то есть в начальной угловой ячейке.

Силы соперника, соответственно, окажутся у вас под левой рукой.

Игра начинается с того, что игроки кидают по одному кубику. У кого выпадает большее количество точек, тот и ходит первым. Далее, на протяжении всей игры, игроки кидают пару кубиков и двигают свои фишки на столько ячеек, сколько точек выпало.

Все фишки движутся по полю против часовой стрелки! Когда придёт ваш черёд кидать кости, вы получите две цифры, к примеру, у вас выпало 5 и 2. Можно суммировать эти результаты и сделать единственный ход на 7 шагов. Одна ячейка - один шаг.

А можно не складывать эти результаты и передвинуть сразу две фигуры. Одну на 5, и другую на 2 хода вперёд.

Двигаясь по полю, нужно придерживаться одного правила. Останавливаться можно либо на пустой ячейке, либо на собственном цвете. Это называется «поставить на голову».

Проще говоря, свои фишки при необходимости вы можете ставить друг на друга, а вот остановка на фишке противника запрещена.Это правило действует и в том случае, если вы складываете результаты выпавших точек. В этом случае двигаемся с остановкой.

Пример: Если игральные кости показали 5 и 2, то сначала фишка шагает на 5 ячеек, оглядывается по сторонам, и только затем делает оставшиеся 2 шага. Можно и наоборот: сначала на 2, потом на 5. Главное, чтобы остановка не приходилась на вражескую голову: это ведь запрещено правилами. В противном случае, придётся искать другой вариант хода.

Есть ещё одно правило. В начале игры все фишки выстроены в одной угловой ячейке. Любая фишка стартует именно из неё, это называется «снять с головы».

Так вот снять с головы за один ход можно только 1 раз.

Пример: кости показали 2 и 6. Вы снимаете с головы фишку и делаете ею 2 шага. Оставшиеся 6 шагов вы можете сделать либо ею же, либо любой другой фигурой на поле. Иначе говоря: не более одного снятия с головы за ход.

Случается так, что вы не можете сделать ход на выпавшее вам количество шагов. Как не смотри, а любой ваш ход останавливается на вражьих позициях. Чаще всего такое случается к концу игры, когда почти вся территория поля занята.

Увы, в этом случае вы пропускаете ход и надеетесь на милость игральных костей.

Ещё его называют дублем. Это когда оба кубика показали одинаковое количество точек. В этом случае игрок получает право сделать 4 хода, каждый на столько шагов, сколько точек показал каждый из кубиков.

Пример: при дубле 3:3 вы получаете 4 хода по 3 шага каждый. Всего у вас получается 12 ходов, и распоряжаетесь вы ими по своему усмотрению. Можно и одной фигурой куш сыграть, передвинув её на все 12 шагов.

Главное, чтобы остановки не приходились на голову соперника.

Если дубль 6:6 выпал в самый первый ваш ход в игре, то он даёт исключительное право единственный раз «снять с головы» сразу две фишки, ведь сделать единственный ход на 24 шага не удастся: окажемся на старте соперника.

Бывает, что выпал удачный куш, а совершить все 4 хода вы не можете: расстановка сил соперника не позволяет. Действуем по вышеописанному правилу - грустно ждём следующего шанса.

К чему стремиться

Выучить правила и играть в нарды, как видите, совсем не сложно. Ваша цель - грамотно передвигаться по полю и выстроить всех своих одноцветных солдат на территории соперника. Это называется «привести домой». Домом считается 6 ячеек в нижней правой четверти доски.

Как только последняя ваша фигура окажется на заветной территории, начинаем их «выгонять».

В электронной игре нарды-онлайн нужные фишки автоматически удаляются с поля. В настоящих нардах вы их просто отодвигаете: к центру или на старт, кучкой или в ряд - не важно. Главное, что в игре они больше не участвуют.

Как «выгонять»

Пронумеровываем все домашние ячейки, начиная с крайней правой. Ей присваивается номер 1 и далее влево по нарастающей, до 6. В очередной свой ход вы кидаете кубики. Выпавшее на них количество точек - это номера ячеек, из которых можно удалить фишки.

Пример: кубики показали 3 и 1. Вы либо убираете 2 фигуры из одноименных ячеек, либо складываете результат и убираете одну фигуру из ячейки номер 5.

Случается, что кубики показывают номера пустых ячеек. В этом случае вы либо передвигаете фишки на указанное кубиками количество шагов на домашней территории, либо удаляете крайнюю левую фишку, если граница поля не позволяет выполнить ход полностью.

Если вам выпал куш, то вы так же получаете право на удаление сразу четырёх фигур.

Пример: куш 3:3. Удаляете четыре фигуры с 3-ей ячейки. Если она пустует, то делаете четыре хода из ячеек под номером 4, 5 или 6. Если и они пустуют, убираете четыре крайние левые фигуры из оставшихся.

Кто победил?

Выиграет тот, кто первым удалит все фишки с поля. Однако, даже проигрыш в нардах имеет свои нюансы. Самым обидным считается проигрыш-кокс.

Это когда все ваши фигуры собраны в доме, но ни одной из них вы выгнать не успели. Все проигранные очки умножаются на 3.

Как заправлять кальян, узнайте из нашей статьи.

Если противник закончил игру, а у вас часть фишек не добрели до дома, то это проигрыш-марс, проигранные очки умножаются на 2. Если на момент окончания игры вы удалили с поля хоть одну фишку, проигрыш считается обычным, проигранные очки равняются количеству оставшихся на поле фигур. Счёт партии 0:1.Осветить некоторые нюансы и наглядно ответить на вопрос «как играть в нарды» видео с правилами поможет. Удачной игры!

Делиться

Отправить

Класснуть

Вотсапнуть

Играть в нарды — значит погрузится в древнюю традицию, пришедшую с Востока, возраст самой старой найденной доски составляет не менее 5000 лет.

Когда-то это было распространено среди знати, а исход партии влиял на решения правителей.

Куда идут белые и черные камни

Смысл процесса сводится к тому, чтобы камни игрока прошли полный круг по доске, оказались в «доме» (последней четверти игральной доски), а затем играющий должен вывести камни с доски раньше соперника.

Есть ли разница между длинными и короткими нардами

Отличия коротких нардов от длинных:

  • Изначальная расстановка в коротких более сложная;
  • В них можно сбивать одиночные фишки противника, что недопустимо в длинных;
  • В коротких есть куб даве (удвоения), что позволяет удваивать ставку, повышать интерес. Когда в 1920 году была реализована система удвоения, нарды стали видом спорта;
  • Мастерство игрока много значит для победы. В длинных нардах велика роль случая.

Короткие нарды, или backgammon, предпочитает большинство людей на Западе.

Результат партии часто бывает неожиданным. Иногда кажется, что один игрок в безвыходном положении, за один ход отчаянная ситуация в корне может измениться. За это и любима эта игра во всем мире. Вариант длинных нардов популярен, но его правила более просты.

С чего начать

Если вы сели за нарды, как играть, правила и основные принципы вы должны изучить заранее.

Перед началом игры важно понять, как устроено игровое поле.

На доске есть 24 треугольника, которые называются «пунктами».

По ним двигаются камни. Изначальное положение шашек называется «голова».

Движение происходит против часовой стрелки. Нужно провести все свои камни через доску в «дом».

Фишки обычно красного и белого или красного и черного цветов.

Главное, они должны различаться по окраске.

Кубики (зары) при броске должны упасть на одну сторону доски и устойчиво лечь на грань. Игра проходит с 2 кубиками.

На них выпадают 2 числа, например 4-1. Одну шашку можно переставить на 4 пункта, а другую — на 1.

Исключение составляет первый ход («с головы»), можно передвинуть только одну фишку. Если во время первого хода она попадает на пункты, где стоят фишки соперника, то допустим ход двумя шашками.

Тактика состоит в том, чтобы овладеть как можно большим количеством пунктов, чтобы ограничить возможности передвижения противника.

Нарды в социальных сетях и для смартфонов

Социальная сеть «ВКонтакте» предлагает поиграть в приложениях. vk.com/igra.nardy — По этой ссылке можно поиграть в длинные нарды, короткие есть здесь — vk.com/korotkie.nardy.

Для iOS есть такое приложение freesoft.ru/zolotye_nardy. С различным дизайном, вариантами игры и уровнями сложности. Или здесь gados.ru/ios/nardy-hd-dlya-ipad-ios/ классическое оформление. Бесплатно можно поиграть и в короткие, и в длинные нарды.

Играя можно получить удовольствие и заработать

На деньги можно поиграть на следующих ресурсах:

  • fpclub.eu — Это одно из наиболее популярных мест, где можно выиграть. Здесь можно найти разные варианты нардов.
  • skill7.net — На этом сайте не нужно скачивать дополнительно клиент для игры. Работают все известные платежные системы.
  • rushplay.com/landing/ — Есть большой выбор столов. Можно подобрать подходящий по уровню, размеру ставок, скорости.

Что нужно сделать для победы

Не забывайте, в чем суть длинных нардов. Нужно раньше противника снять свои шашки с доски. Перед тем, как сделать ход, стоит обдумать его пользу для вас.

Превосходство нужно завоевывать с первых ходов. Для этого каждый ход нужно переставлять одну фишку с начальной позиции, а вторую продвигать вперед. Так скоро все будут введены в игру, а забытых и заблокированных противником не останется.

Нельзя давать противнику возможность занимать 3 пункта подряд возле вашей «головы». Ввести фишки в игру станет значительно сложнее.

Особая комбинация выпавших кубиков из 2 одинаковых чисел («куш») дает возможность сделать 4 хода, вместо обычных 2. Постарайтесь к этому приготовиться. Такой случай может изменить ход всей партии.

Блокировка противника на подходе к вашим четвертям поможет замедлить его продвижение вперед. Нужно занять от 3 до 5 пунктов подряд.

На подходе к «дому» шашками нужно занять наиболее выгодные позиции с середины четверти. Один застрявший среди фишек противника камень приводит к поражению.

В короткие нарды следует спокойно следовать по своему плану, противник обязательно постарается сбить вас с толку, если поймет вашу стратегию.

Понимание важности ее приходит с ростом мастерства. Освоение различных тактических приемов принесет уверенность в себе.

Нужно все время держать ситуацию под контролем: кто ближе к победе, как повернуть игровой момент в свою пользу.

Стратегии коротких нард:

  1. Застройка дома. Нужно скорее перевести шашки на позиции в доме. Противнику будет сложнее отойти и ввести сбитые шашки. Фаза сброса окажется ближе.
  2. Комбинирование. Одновременная застройка дома и вывод 2 шашек из дома соперника.
  3. Рискованная игра. Стремление занять стратегически выгодные позиции может привести как к скорой победе, и к не менее скорому поражению.
  4. Отвод шашек. Главной задачей ставится вывод 2 шашек с пространства противника. Только броски на 5-6 и 6-6 дают такую возможность.
  5. Игра с якорями. «Якори» на стороне противника хоть не мешают ему продвигаться к «дому», но подставляют его шашки под выбивание.
  6. Осторожная игра. Игроком делается упор на защиту, игра может затянуться. Один удачный ход противника может решить исход партии.

При игре и в длинные, и в короткие нарды понимание стратегии противника уже приближает вашу победу.

Нарды развивают стратегические и тактический способности не хуже, чем шахматы. Эта игра станет проверкой и тренировкой для внимания и сообразительности.

Стоит поискать достойных реальных, а не виртуальных соперников, ведь они могут стать настоящими учителями для вас, указывая на ошибки и раскрывая интересные комбинации.

Обязательно ОЦЕНИ СТАТЬЮ!

1.1. Играют двое. на две половины (левую и правую). Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль левой стороны. Наборы шашек у игроков разного, обычно чёрного и белого цвета. Количество зар (кубиков) - 2. Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости).

Каждый игрок имеет право передвигать шашки только своего цвета.

1.2. Начальное расположение шашек на доске (позиция 12 и 24) называется «голова». Ход с этого положения называется «ход с головы». За один ход с головы можно взять только одну шашку (кроме первого броска).

1.3. Право первого хода, и соответственно белого цвета шашек, разыгрывается так: каждый игрок кидает один игральный кубик (зар). Право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков бросок повторяется.

1.4. Если игра состоит из нескольких геймов, то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.

1.5. Ход игрока - это бросок зар и последующее движение шашек после броска.

1.6. Зары следует бросать из специального кожаного стаканчика. Бросать необходимо так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на плоскость доски.

1.7. Зары лежат на доске до завершения хода.

1.8. Ход считается завершенным после нажатия кнопки турнирных часов, либо передачей зар сопернику.

1.9. В процессе игры шашки двигаются против часовой стрелки.

1.10. Когда игрок бросает зары, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои шашки. Если в лунке стоит шашка противника, то в эту лунку ставить свою шашку нельзя. Ходить надо строго на то число очков, которое выпало на зарах. Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки. Если есть два хода, один из которых использует одну кость, а другой – две, игрок обязан сделать ход, использующий обе кости (т.н. "правило полного хода")

2. Смысл игры:

2.1. Игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в «дом» и «выбросить» их раньше, чем это сделает противник. «Домом» для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля - «дом белых» (1-6) и «дом чёрных» (13-18)

2.2. Термин «выбрасывать» означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. «Выбрасывать» шашки можно только после того, как все шашки «пришли в дом». Следовательно, белые идут из зоны 19-24 в зону 1-6, а черные из зоны 7-12 в зону 13-18

3. Розыгрыш.

3.1. Игрок кидает одновременно два зара (кубика). После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число лунок (клеток), равное выпавшему числу одного из зар, а затем одну любую шашку на число лунок, равное выпавшему числу другого зара. То есть, если на одном заре выпало «три», а на другом «пять», то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три лунки, а другую на пять лунок. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь лунок. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну шашку.

Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть (6**6); четыре-четыре (4**4); три-три (3**3) . В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки, кроме ситуации, если в любом из полей стоят шашки, которыми можно осуществить ход. Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха. Соответственно, при первом броске белых 2-2, и последующем броске чёрных 5-5, последние снимают одну шашку с головы, играя три возможных пятёрки.

3.2. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода.

3.3.Игрок имеет право изменить свой ход, пока зары не переданы сопернику или не нажата кнопка часов. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.

3.4. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек - и даже «пробегом», если впереди этого блока нет шашки соперника.

Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя. Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением. Встречается вариант правил: блок (заграждение; мост) из шести шашек - и даже «пробегом» можно делать, только если хотя бы одна из шашек соперника прошла в дом.

3.5. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.

3.6. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки «не идут»), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.

3.7. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На лунку, занятую противником, свою шашку ставить нельзя. В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах (шашки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход. В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить шашку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются. Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден. Если оба хода одновременно сделать невозможно, то играется большее число, либо снимается вторая шашка с головы. Например, выпала комбинация шесть-пять. Игрок может сделать ход на шесть лунок или на пять. Игрок обязан сделать старший ход (на шесть лунок), а меньший ход (на 5 лунок) сгорает.

3.8. Вывод шашек происходит следующим образом. Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на лунке, соответствующей числу выброшенных на зарах очков. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).

3.9. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или её выбросить. В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвёртого поля (лунки), если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет, то со второго и т. д. Партия заканчивается.

4. Счёт в игре.

4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется «оин» (0-1).

4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется «марс» (2-0).

4.3.Понятие ничьи в длинных нардах в их классическом виде, существовавшем многие века, отсутствует. Изначально игра была задумана как бескомпромиссный спор, в котором кто-то обязательно должен выиграть.

Начальная позиция

Двое играющих расставляют по 15 шашек - каждый на своей части доски вдоль левой стороны.

Цель игры

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Розыгрыш первого хода

Игроки кидают по одному кубику (зара). Право первого хода достается тому, у кого выпало большее количество очков. Если числа совпали, кидают ещё раз.

Движение шашек

При игре в длинные нарды передвижение шашек производится против часовой стрелки. Из исходного положения черные шашки перемещаются из правой верхней четверти в левую верхнюю, затем в нижнюю левую и, наконец, в свой дом - нижнюю правую четверть. Дом белых находится в верхней левой четверти, куда шашки должны двигаться по следующему маршруту: нижняя левая четверть - нижняя правая четверть - верхняя правая четверть - дом.

В процессе игры каждый участник производит броски только двумя зарами. После броска игрок должен передвинуть одну из своих шашек на число клеток, равное выпавшему на одном из кубиков, а затем любую шашку на число клеток, показанное другим кубиком. Например, на зарах выпало четыре-два. В этом случае игрок передвигает одну шашку на четыре клетки, другую - на две. Можно передвинуть только одну шашку на шесть клеток.

Если на зарах выпадает дубль, то есть одинаковое количество очков (два-два, три-три и т. д.), то игрок должен сделать четыре хода, передвинув шашки на столько клеток, сколько показывают зары. Такой результат броска называется куш.

Запрещенные действия

В данной игре запрещается:

  • Ставить шашку на лунку, занятую шашкой соперника.
  • Запирать все шашки противника перед первой его шашкой,исключение из этого правила разрешается «на проходе», в рамках одного хода временно закрыть и тут же освободить оставляемое незанятым поле
  • Передвигать две шашки на число клеток, показанное на одном из кубиков. Если выпало пять-три, то нельзя передвинуть одну шашку на две клетки, другую на три, а затем ещё одну на три, то есть - надо: или одной шашкой сделать пять шагов, другой - три, либо ж одной шашкой пройти все восемь шагов - сумма пять и три.

Особенности хода

В ситуации, когда фишки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах (фишки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход.

В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить фишку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются. Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден.

В ситуации, когда игрок может выполнить любой из двух ходов, но только один, он должен выбрать больший. Например, выпала комбинация шесть-четыре. Игрок может сделать ход на шесть лунок или на четыре. Правильный ход - на шесть лунок. При этом меньшие очки сгорают. В ситуации, когда осталось завести последнюю фишку в дом, а лунка занята (ваша фишка стоит на 18 лунке, а на зарах выпало 6 и 1, и лунка 24 занята соперником) в этом случае игрок заводит фишку по меньшему зару, а старший сгорает.

Расчет выигрыша

В каждой отдельной игре может быть зафиксирован результат ойн или марс.

Если один из игроков выбросил все свои фишки, а у соперника выброшены ещё не все фишки, то игрок фиксирует выигрыш «ойн» и получает 1 очко.

Если один из игроков выбросил все свои фишки, а у соперника не выброшена ещё ни одна фишка, то игрок фиксирует выигрыш «марс» и получает 2 очка.

Чем отличаются длинные нарды от коротких, в чем заключается особенность каждой игры? Тактика для каждой разновидности, актуальные правила и некоторые интересные сведения про нарды.

Нарды представляют собой одну из наиболее древних настольных игр. Кстати, нарды и наиболее загадочная настольная игра, так как менее всего известно касательно нард об истории возникновения, хотя и есть более-менее приемлемая версия последовательной эволюции данной игры.

Наряду с шахматами, нарды представляют собой древнюю игру, которая на данный период распространена практически по всему миру.

Всего известно до сотни разновидностей игры в нарды . Конечно, дело тут обстоит примерно как и с шахматами: есть классический вариант и есть множество разнообразных дополнений и вариаций .

Наиболее популярными являются две разновидности данной игры:

  • длинные;
  • короткие.

История появления игры в нарды

Учитывая наличие в данной игре костей (которые тут называют зары), вполне возможно предполагать изначальное использование нард в качестве разновидности гадательной техники .

Как известно, многие игры появились именно из магических и гадательных ритуалов древности, к примеру, карты или кости как таковые.

Шахматы, например, изначально не представляли собой гадательную технику, но пытались выразить действительность через символическое изображение противоборства двух армий, которое вполне могло рассматриваться и буквально — как тренировка в тактических схемах, и метафорически — как своеобразное изображение модели диалектического развития мира.

Самую древнюю доску для нард отыскали на территории современного Ирана . Датируется данный предмет примерно тремя тысячами лет до новой эры.

Игры-протипы современных нардов

Раз тема эволюции нард затронута, кратко рассмотрим настольные игры из древних цивилизаций, которые служили своеобразными этапами на пути человечества к современным нардам:

  • ур – шумерская игра для высших сословий , играли в основном правители. Целью было провести 7 шашек по 20 клеткам доски. Как кости использовались маленькие кубики-пирамидки с помеченными краями;
  • сенет- египетская игра , найденная во многих гробницах и датируемая примерно 2700-2500 годом до новой эры. Точные правила до сих пор не известны, но речь идет об игре в которой тоже нужно провести свои фигуры по игровому полю, в сенете. Кстати, игровое поле содержало на некоторых клетках и специальные иероглифы;
  • табула – является римским потомком сенета и представляет собой практически современные нарды . Данная игра появилась из более ранних римских настольных игр, где варьировалось количество костей и количество игровых лунок.

Упоминания о нардах датируются шестым веком новой эры . Согласно записанному преданию, индийцы отправили персам шахматы для того, чтобы испытать смекалку персов, смогут ли они определить правила такой игры. Персы разобрались с шахматами и в ответ отправили нарды, которые были в ходу там.


Для персов нарды представляли собой сугубо символическую игру, которая отображала полноту абсолюта.

В основе игры лежит календарь :

  • четыре части доски – четыре периода года;
  • 12 лунок с каждой стороны – количество месяцев;
  • 30 камней на поле – количество дней;
  • кости на гранях имеют числа, дающие в сумме семерку – известное к тому времени количество планет;
  • камни символизировали звезды, а игровая доска – небо.

Длинные нарды — правила игры

Нарды – это одна из самых популярных игр жителей Ближнего Востока. Она сочетает в себе элементы случайности и тонкого расчета. Позволяет игроку наблюдать за волнами приходящей удачи, как своей, так и оппонента. Очень интересно не только играть, но и наблюдать за игроками.

Перестук катящихся по звонкому основанию деревянного игрового поля кубиков (их еще называют «зары»), щелчки переставляемых шашек, хитрые взгляды соперников, разыгрывающих свои комбинации, азартные возгласы и острые шутки. Благодаря всему этому, а еще своей динамичности, непредсказуемости и, в то же время, возможности применять различные стратегии, нарды стали популярны во многих странах.

А какие они, нарды?

  1. Игровое поле разбито на две половины . Благодаря этому обеспечивается динамичность, удобство хранения и переноски игры.
  2. Каждая половинка имеет 12 игровых пунктов , расположенных по шесть с каждой стороны. Итого получается 24. Они имеют форму сильно заостренных треугольников. В основании каждого из них сделаны ячейки.
  3. Нумерация пунктов начинается с «головы» . Это место «старта».
  4. Игрок управляет пятнадцатью шашками . Ходы определяются двумя игровыми костями.

Длинные нарды! Что может быть популярней этой разновидности?

Цель простая: сначала надо пробежать всеми шашками «домой», а после снять их с поля . Размер ходов будет зависеть от очков на зарах.

Сколько снимать шашек, и с каких пунктов, определяется так же игровыми костями. Дом «черных» — в пунктах 1-6, «белым» же необходимо попасть на поле 13-18.

Чей первый ход?

Противники бросают по кубику. У кого больше очков — тот начинает игру .

Расстановка перед игрой : сначала каждый расставляет свои шашки в «голове», это 24 позиция.

Перемещение осуществляется против часовой стрелки. Бросил «камни» — сделал ход . На каждый кубик – одно перемещение шашки. С «головы» два раза можно взять камни, но только на первом ходу, если игровые кости «выдали» 6-6, 4-4 или 3-3.

При этом необходимо неукоснительно соблюдать следующие условия :

  • перемещать шашки строго в соответствии с выпавшими очками;
  • можно занимать только свободное место или ставить свои шашки друг на друга;
  • неприемлемо суммировать очки для хода одной шашкой;
  • необходимо осуществить перемещение шашек на все выпавшие очки, даже если это не согласуется с планами игрока и будет ухудшать его позицию;
  • на один пункт, занятый своей шашкой, можно поставить и все остальные, но такая стратегия вряд ли приведет к победе;
  • как правило, существует несколько вариантов хода. Использовать надо все очки выпавшей комбинации. Это правило «полного хода;
  • если ходить нет возможности, то ход пропускается;
  • нельзя выстраивать свои шашки подряд, до тех пор, пока хотя бы одна из их коллег, служащих стану противника, не окажется впереди устраиваемого заслона.

Вывод шашек

Этот заключительный этап игры. Приступаем к нему только когда все шашки в «доме» .

Условия такие:

  • снимается шашка с позиции, соответствующей числу очков;
  • если такие пункты не заняты, то перемещаются шашки со старших позиций;
  • если очки больше, чем имеющиеся позиции, то берутся шашки с самых больших полей.


Не секрет, что нарды – это азартная игра. Для вычисления ставки выигрыша учитывается место и количество не выведенных шашек проигравшего игрока .

Если к моменту окончания игры сложилась ситуация в которой побежденный не успел снять ни одной своей шашки, то это называется «марс», и сумма выигрыша удваивается.

Короткие нарды — правила игры

Данная игра использует идентичное поле, которое разделяется на две половины, с каждой из которых располагаются две четверти поля: «дом», «двор» . Каждые две четверти принадлежат определенному игроку. Посередине поля располагается планка, которая называется «баром» и тоже является частью игры.

Поле имеет отдельную нумерацию для каждого игрока, которая начинается с самой дальней (противоположной левой) четверти и двигается по часовой стрелке до дома игрока. Другой игрок начинает отсчет собственных лунок с 24 лунки противоположного игрока.

15 камней, которые используются каждым игроком, располагаются по-другому по сравнению с длинными нардами . Расстановка для каждого игрока выглядит следующим образом:

  • 24 пункт – два камня;
  • 13 пункт – пять камней;
  • 8 пункт – три камня;
  • 6 пункт – пять камней.


Со временем вы сможете легко запомнить данную расстановку, а для начала просто можете считать лунки.

Игровой процесс

Цель коротких нард является идентичной цели длинных нард, то есть требуется перевести камни до собственного дома и далее, во второй части игры, снять камни с поля .

Игрок, который первым снимает собственные камни полностью – выигрывает .

Как двигаются камни?

Каждый игрок в начале бросает кость для того, чтобы определить, кто первый ходит. На первый ход игрок бросает две кости , далее ходят по очереди, числа на костях определяют количество возможных ходов.

Камни передвигаются против часовой стрелки , то есть от большего пункта к меньшему.

Основные отличия коротких от длинных нардов

Следует отметить особенности игры в короткие нарды , которые отличают эту игру от длинных:

  • «закрытым» считается пункт занятый двумя и более камнями противника , то есть один камень противника может быть выбит из лунки (об этом скажем далее);
  • ходы определяются костями , к примеру, 1-2 дает ходы для одного камня 1 и для другого 2, но возможно и суммировать для одного камня в 1+2, то есть в ход на три лунки, но нужно чтобы по ходу движения либо пункт 1 лунка от камня, либо пункт 2 лунки от камня были свободными, то есть цифры на зарах суммируются, но ходить нужно как бы в два этапа и чтобы была такая возможность;
  • дубли тут тоже дают четыре хода по выпавшему числу;
  • играть нужно наибольшее число ходов из возможных Если возможно сделать ход только либо по одной либо по другой кости, то ходят по большей, если из дубля возможно сыграть не все ходы, нужно играть наибольшее количество из доступных. Если же возможные ходы отсутствуют, игрок пропускает ход;
  • «блот» – так называется лунка, занятая только одним камнем , эти камни может выбивать другой игрок, если камень останавливается именно на этом пункте. После этого выбитый камень отправляется в бар, откуда игроку нужно возвращать камни снова в дом другого игрока, где вновь начинается движение до собственного дома;
  • каждому игроку при наличии камней в баре нужно прежде всего возвращать эти камни в игру . Возвращаются камни по числу на выпавших костях. К примеру, если выпало 1-2 — из бара игрок может выставить камень на 24 или на 23 пункты, если они являются открытыми. Если там только один камень другого игрока, то этот камень выбивается в бар.


Как видите, основное различие данной игры заключается в начальной расстановке и возможности выбирать камни соперника .

Во многом тактика коротких нард базируется именно на грамотном создании закрытых лунок, по два или более камня, и умелом использовании возможности выбивать камни соперника.

Итоговая стадия

По сути не отличается от длинных нард , но тут следует учитывать такую возможность, когда другой игрок только перемещает камни до собственного дома.

Более того, может быть такая ситуация, когда вы завели свои камни в дом, но другой игрок не только не завел, но и выбил какой-то ваш камень в бар. Тогда вам снова потребуется вести из дальнего пункта камень до собственного дома и только после этого снова начинать итоговую стадию.

Подсчет итоговых баллов может быть разным . К примеру, возможно считать игры по положению камней соперника. Когда соперник выкинул, хотя бы один камень, такое положение называется «оином» и равняется одинарной ставке, а «марс», то есть когда игрок не выкинул ни одного камня, равняется двойной ставке.


Также подсчет баллов может вестись по количеству не выкинутых камней . К примеру, после каждого матча подсчитывается количество оставшихся на поле камней противника и игра ведется до определенного счета.

Надеемся, предлагаемые сведения помогут вам освоить или узнать нечто полезное про короткие и длинные нарды.

Эти игры выглядят довольно-таки просто, но таят в себе огромную глубину и потенциал, использование костей добавляет тут элемент азарта и фортуны, а четкая структура игрового пространства предоставляет возможность применять различные тактики.

Данная игра вполне считается спортивной дисциплиной наряду с покером и другими подобными играми и, равно как любой спорт, способна помочь вам развить в себе интеллект и положительные качества характера.

Видео: правила и особенности игры в длинные нарды

Видео: правила и особенности игры в короткие нарды


Май 18, 2017 Александра

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 3 голоса)

Особое внимание любителей настольных игр привлекает игра в Длинные нарды. Это древняя восточная игра, которой увлекались мудрецы. Сегодня же она доступна каждому. Правила игры в Длинные нарды настолько просты, что играют в них с большим удовольствием как профессионалы виртуальных клубов, так и новички. На нашем сайте можно играть и в короткие нарды, правила игры в короткие нарды довольно сильно отличаются.

Суть игры в длинные нарды

В игре принимают участие два человека. Один играет светлыми фишками, второй – темными. Доска для нард представляет собой две равнозначные половины, размеченные узкими треугольниками (стрелами). Задача каждого соперника – перегнать свои фишки через поле противника и вернуть на свои начальные позиции – «Домой». После чего первым убрать все фишки на "борт" доски.

Никогда невозможно предугадать, кто из двоих участников будет победителем. Случайное выпадение значений костей может кардинально изменять позиции игроков на поле боя. Этим нарды и интригующе интересны.

Онлайн версия длинных нард на нашем сайте не только позволяет играть с реальными соперниками, но и предусматривает участие в Турнирных соревнованиях.

Как играть в Длинные нарды?

В онлайн игре Длинные нарды правила следующие:

  • компьютер раздает каждому участнику по пятнадцать фишек, которые они выставляют на своем поле с левой стороны вдоль одной стрелы;
  • далее определяется первенство хода – каждый участник подбрасывает кубик, у кого выпадает большее значение баллов, тот и начинает игру;
  • ходом в нардах считается передвижение фишек по полю равное выпавшему на двух кубиках числу баллов;
  • движение шашек выполняется против часовой стрелки;
  • в нардах можно ходить после сброса костей либо одной фишкой, либо двумя, к примеру, первую шашку перемещают на количество позиций, которое указывает один кубик, вторую – второй кубик, либо продолжают передвигать первую фишку далее, просчитывая количество возможных передвижений, прибавляя значение точек второго кубика к первому;
  • нельзя пропускать ходы, если есть возможность передвинуть хотя бы одну фишку;
  • если выпавшее число на кубиках не позволяет сделать ход (позиции заняты фишками противника), то игрок пропускает ход;
  • со старта (первой стрелы) можно брать только одну фишку, если есть желание ходить двумя фишками – двигают одну со старта, а вторая выбирается из тех, которые уже были передвинуты на другие позиции в начале игры;
  • если при выбрасывании костей выпадает дубль – количество ходов удваивается, то есть можно сделать одной фишкой четыре хода согласно значениям одного кубика, либо "поделить" ходы на любое количество фишек, например по одному ходу на четыре фишки;
  • если получается ходить только одной фишкой, то игрок передвигает шашку согласно значениям одного кубика, а количество позиций, на которые указывает второй кубик, сгорает;

после того, как все фишки вернулись домой, можно снимать их на "борт" доски. При этом действуют такие правила:

  • номера ячеек считаются справа налево - крайняя справа = 1, далее 2, 3, 4, 5 и 6. (например, если у игрока выпали кости 6 и 4 - он снимает одну фишку с 4-ой (справа) ячейки и одну с 6-ой (справа))
  • если на ячейке с номером выброшенной кости нет фишек - игрок должен передвинуть фишки по "общим" правилам. Если передвинуть их он тоже не может (нет таких вариантов) - он снимает на "борт" фишку с крайней левой ячейки, на которой фишки есть. Например если выбросили 3 и 4, но на 3-й ячейке нет фишек - игрок должен убрать одну фишку с 4-ой ячейки на "борт", а еще одну фишку с 4-ой ячейки передвинуть на 3 ячейки вправо, т.е. на первую справа ячейку. Еще один пример - если в "доме" остались тольки фишки, расположенные на 1-ой и 2-ой ячейках и на костях выпало 5 и 3 - снимаются фишки сначала со 2-ой ячейки, потом с 1-ой.
  • игра заканчивается в тот момент, когда один из двух участников полностью убрал свои фишки с ячеек на доске.

Итог игры

В Длинных нардах никогда не засчитывается ничья, даже тогда, когда один игрок отстает от второго всего лишь на один ход. Выигравшим объявляется тот, кто первый заканчивает игру – выполняет первым почетное передвижение своих шашек по кругу и сбрасывает фишки с доски.

Победитель в Турнире по нардам считается тот, кто большее количество раз выиграл в партиях с разными игроками.

Осталось символов:

Оценка: 5 из 5