Мде)
Читаю вот и думаю, жалко что запах не передается, а то бы 99% не дочитали бы до второго абзаца
Прежде чем ехать в Монголию, задумайтесь о том, надо ли оно вам. Это совершенно другой уровень культуры и развития. Вы попадаете из нашего не понятно какого строя, в практически феодальное государство. Сервиса там практически не какого нет. Так что особо по Монголии не попутешествуешь. Единственное что, так это на машинах с палатками и своей кухней.
Несколько примечаний.
Чай в Монголии это не тот чай, что мы привыкли употреблять. Чай у них продается в прессованных брикетах и совсем слабо по виду напоминает чай, а по вкусу я вобще молчу на что похож. Кстати, автор упомянул о колбасе в чае, но если вы даже попросите просто чая, то нет не какой гарантии, что его жирность будет нулевой. Монголы пьют чай с жирностью до 60% наверное, как добиваются такого эффекта писать не буду.
Не знаю, что там изменилось за 30 лет, но 30 лет назад, монголы к русским относились очень не дружелюбно, не все правда, но процентов 80, особенно молодежь. Объяснялось это тем, что они просто завидовали.
В их далгурах (магазинах) водку продавали монголам по бичикам (талонам) в строго ограниченное время года, потому как пьяный монгол, это хуже русского у которого по пьяне башню срывает. Если попадете, не в коем случае не предлагайте и не пейте с монголами.
По поводу кормления грудью, это маломальское. Обычное дело было, когда перед универмагом монголка на газоне справляет малую/большую нужду.
Монголы с почтением относятся не только к старикам, а так же к отдельной касте монголов, которые получили образование в России вне зависимости от того как он учился, а как они в большинстве своем учатся не буду распространяться, у кого были такие сокурсники знают. Такой человек у них называется дарга (начальник) и они ему чуть ли не в ноги падают.
Не дай бог вам совершить какой-нибудь не правомерный поступок и попасться. Наказывают у них как в феодальном средневековье. Камера предварительно заключения - яма, кормят кишками и прочили сырыми субпродуктами.
За стол с ними садиться то же дело на большого любителя, так как кухня у них специфическая. К примеру праздничное мясо они готовили так. Двухсот литровая бочка ставится на огонь. На дне бочке камни. Сверху кидается говядина. Все это делается в поле без всякой обработки. Но если вам предложили уже готовое блюдо, то оно вполне ничего себе так на вид.
Залесть на монголку можно легко. Могут даже предложить. Но не думаю, что будет какое-то желание. Аромат они истончают просто прекрасный, впрочем как и все остальные. В Монголии есть поверие "искупался - смысл с себя счастье". Соответственно для достижения какого-то, ведомого им эффекта, мажутся монголы бараньем жиром. Ну и вот представьте какой от них стоит запах.
Так, что по Монголии путешествовать лучше всего своим ходом (на машине), с палатками, со своими продуктами и возможностью приготовить - т.е. отдых для любителей природы.
Смотреть в Монголии особо не чего. С севера на юг почти лысые сопки переходят в пустыню. Очень красиво по руслу Селенги, очень много облепихи и рыбы. Монголы рыбу не ловят, но и ловить разрешают по разрешениям только.

на время учебного года в собственноручно построенной юрте. В Англии в моду вошло летнее празднование свадеб в дизайнерских юртах. А недавно стало известно, что Леонардо Ди Каприо заплатил 95 тысяч долларов за возможность пожить в юрте. Он приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии. Программа тура включает в себя езду на лошадях, соколиную охоту, поездки с кочевыми семьями и ночевку в юртах. Сопровождать голливудскую знаменитость будет шведский исследователь и путешественник Йохан Эрнст Нильсон. "Когда я организую такие поездки, я достаю людей из их привычной зоны комфорта и заставляю делать то, что они никогда не стали бы делать. Это превращается в путешествие внутрь себя", – цитирует The Telegraph Нильсона.

Откуда взялось название "юрта"

Слово "юрта" пришло в русский язык из тюркского jurt. Первоначально оно переводилось как "народ", позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В кыргызском языке есть слово "ата-журт" - отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как "отцовский дом".

Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке - гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов "юрта" переводится просто как "дом" или "жилище", что подчеркивает ее важность и значимость.

Когда появилась юрта

Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII-IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты - это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими их знают сейчас.

А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.

Почему юрта круглая?

Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.

Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.

Какие народы пользуются юртами

Жилища типа юрт были у многих народов центральной Азии, Монголии и Сибири, для которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятием. Юрты есть у казахов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев, калмыков, монголов.

Отличаются ли кыргызские юрты?

Да, кыргзыская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость существует с юртой казахов. Однако наша юрта выше.

Юрты кыргызов также разнятся. Основное различие сводится к форме купола. На севере Киргизии (за исключением Таласской долины) форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Киргизии, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей.

Из каких деталей состоит кыргызская юрта

Юрта состоит из множества деталей, у каждой из которых есть свое название. Приведем только главные:

раздвижные стенки юрты - кереге;

купольные жерди - уук;

деревянный круглый обод, опора для крыши юрты - тундук;

жерди, укрепленные над дверью, - эшик уук (их 3-4) - короче остальных, поскольку один конец их укреплялся на верхней перекладине дверной рамы (баш босого), расположенной выше стен юрты;

шест с развилкой (бакан). Эти жерди подпирают покров дымового круга, защищающего очаг от сильного дождя и снега;

войлок для покрытия юрты - туурдук.

Есть ли правила по внутреннему убранству юрты?

Внутренне убранство юрты строго отвечает национальным канонам. Правая сторона юрты называлась "эпчи жак" - женская половина, где ставилась "ашкана чий", ширма, закрывающая хозяйственную часть. Левая половина – "эр жак" - мужская часть, где ставились конские принадлежности, предметы ремесла и охоты. Также это место, где работал сам мастер – "уста". Напротив входа – "тоор" - место для гостей, где убирался "джук", разделяя на мужскую и женскую половины. Это было видно по раскладу: с правой стороны "джука" висело "текче", в котором хранили женский головной убор "элечек". А с левой стороны "джука" ставился "ала бакан" – красиво украшенный серебром, инкрустированный дорогими камнями шест, на который вешали мужские богатые тулупы из меха куницы, лисы, из парчи и бархата. "Коломто" – священное место очага, находящееся ближе к выходу.

Одна семья пользовалась одной юртой?

Это зависело от достатка. У состоятельных кыргызов, кроме основной, были еще юрты для приготовления пищи и продовольствия. Были еще временные юрты - гостиные (мейман уйу), которые ставились по случаю больших праздников, похорон или поминок.

Богатые кыргызы, отдавая замуж своих дочерей, ставили свадебные юрты (ерге), которые считались главной частью приданого.

Как вести себя в юрте

Существует строгий этикет, связанный с юртой. Например, подъезжать всаднику к юрте следует с тыльной стороны. Входить в юрту с плеткой в руке гостю нельзя или, например, с набитым ртом. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу.

В юрте нельзя сидеть, опираясь спиной на что-либо, потому что это поза больного человека, также не рекомендуется сидеть на корточках или вытянув ноги вперед.

Кто сейчас пользуется юртой

До сих пор юртой пользуются скотоводы на Алтае, в Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Туркмении. Также мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов. В Монголии юрты - это самые популярные дачи, поскольку летом в них гораздо комфортнее, чем в обычных кирпичных строениях. Кроме того, юрты очень популярны в индустрии туризма - в них размещаются рестораны и гостиницы.

  • Чингисхан почитается как святой человек, поэтому любые шутки в его адрес категорически осуждаются.
  • Множество примет и поверий обещает благополучие за доброе отношение к живому, а всяческие кары сулятся тому, кто нарушит обычаи. Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко.
  • Для отпугивания злых духов надо хлопнуть три или девять раз в ладоши.
  • Запретными считаются имена духов священных гор, они хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.
  • Присутствуя на шаманских обрядах (тайлаган), не следует касаться одежды шамана, бубна и тем более надевать что-либо из шаманских атрибутов на себя, чтобы сфотографироваться. Существует поверье, что предметы, связанные с магией, несут в себе определенное количество силы, и неизвестно, как она проявится. Категорически запрещается простому человеку произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга)!
  • Если ногу задели, то нужно коснуться руки рукой.
  • Нужно усвоить числительные вместе с вопросом "сколько стоит?". Потому что если вы все же смогли спросить, но не поняли сколько стоит на слух, то на универсальном переводчике - калькуляторе, вы увидишь цену в два или несколько раз больше. Правильно. Это скупой дважды платит, а ленивый - трижды и так далее.
  • И, кстати, если совсем монгольский никак не идет, в Улаанбаатаре можно говорить по-русски.
  • Не стоит думать, что контракт или договоренности решили все. Маргаш (завтра) это может быть полностью пересмотрено. Ну и что? Не страшно, на самом деле. И торговаться, в общем, можно даже в магазине. Не торгуешься - не уважают. Это закон.
  • В Монголии не принято с ходу задавать гостю вопросы. Гость тоже не должен торопиться выкладывать о себе все. В степи жизнь идет не спешно и процедура знакомства гостя и хозяина не составляет исключения. Принято перед разговором обменяться табакерками и понюхать табак друг у друга, не спеша попить чаю, обмениваясь общими фразами о здоровье и погоде, и уже потом начинать разговор о делах.
  • Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой в количестве свыше одной горсти. Бережное отношение к земле формировалось через систему запретов. Запрещалось без нужды ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать ее поверхность.
  • При необходимости закладки фундамента, рытья колодцев нужно было провести ритуал получения разрешения на эти действия и обряд «сэржэм» - подношения даров.
  • Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места».
  • Запрещалось купаться в реке. Обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит в воде, не моет рук в реке, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как, по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого очень боятся и обращаются в бегство.
  • Нельзя черпать воду золотой и серебряной посудой, резать скот, перерезая ему горло, ступать ногой на порог жилища, извлекать мясо из котла ножом, осквернять огонь, бить лошадь уздой.
  • Всякий раз, как монголы соберутся для питья, надлежит сперва покропить на четыре стороны света: кропить трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того повторяют то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того обращаются на запад для выражения почтения к воде; на север кропят в память умерших». Прежде чем пить, надлежит капнуть духу - хозяину местности, для этого «монгол выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву».
  • Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, не затушенный костер. У источника воды «аршана» нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ коновязь, разжигать рядом костер.
  • Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.
  • Нельзя громко кричать и сильно напиваться.
  • Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя косо смотреть, сердиться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Нанесение обиды старшим это такой же грех, как лишить живое существо жизни.
  • С очагом и огнем связаны важные запреты, нарушение которых грозит благополучию семьи. Запрещалось лить воду в огонь. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться огня ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки - это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Запрещалось спать, вытянув ноги в сторону очага: считается, что это может испугать духа-хозяина юрты.
  • При посещении буддийских дацанов, надо сначала обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Внутри храма двигаются по часовой стрелке и не входят в него в шортах. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать. Внутри храмовых стен, на монастырской земле, «невозможно убивать животных, сюда нельзя вносить водку и вино, здесь нельзя оставлять ночевать женщину, или же возможно только с разрешения начальника монастыря». Считается унизительным чтение священным книг с людьми непосвященными ради забавы, смеясь и выкрикивая на разные голоса. Духовным лицам запрещается прикосновение к драгоценностям. По этому правилу воспрещается вообще брать в руки драгоценности, а равно светские музыкальные инструменты, военное оружие, так как все это способствует развлечению духа.
  • Нельзя показывать ладони другому человеку. Считается, что линии на ладони отражают судьбу человека. Поэтому, монголы прячут свои ладони от других.
  • Запрещается убивать животное с детенышами.
  • Нельзя ставить юрту на месте, где раньше располагались чужие юрты.
  • Нельзя ступать ногой на золу. Монголы считают, что на золе оставляет свои следы душа умершего человека.
  • Запрещается дарить нож, острые предметы.
  • Придя в гости, главный подарок сразу не показывают, дают только при уходе. Подарки дарят не все сразу, а поочередно в течение всей встречи.
  • При затмении солнца, луны запрещается: есть, пить, спать и лежать.
  • Если прольется на землю вино или кумыс, то молния поразит лошадей. Если пролито много вина, молния наверняка попадет в дом. Преднамеренное пролитие вина или молока расценивалась монголами, как вредоносная магия против жилища и животных.
  • У монголов не принято без спроса хозяев входить в юрту. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно, озираясь по сторонам. Нужно обязательно подать голос или покашлять. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких враждебных намерений. Нельзя наступать на порог юрты. На пороге юрты запрещается сидеть, стоять и разговаривать с гостем.
  • Не должно покрывать голову платьем, закладывать обе руки за шею или заплетать их сзади.
  • Нельзя приходить в гости с пустой посудой. Нужно обязательно в посуду что-нибудь положить, чтобы счастье из юрты не было унесено в пустой посуде.
  • Считается неприличным помогать хозяевам: передавать пищу, обслуживать гостей. Нельзя уйти, не попробовав угощение хозяев. Нельзя стоя пить водку. Соблюдая обычаи стола, нужно обязательно сидя выпить предложенную водку. На донышке пиалы не принято оставлять остатки чая и бросать в чашку остатки и объедки. При застолье гости не имеют права менять свои места.
  • Торопливость и стремительность у монголов не в почете - уважением пользуется человек медлительный и степенный. Не принято в беседе лезть с расспросами или рассказывать подробности о своей жизни.
  • Крайней степенью невоспитанности и жестоким оскорблением считается жест кукиш (дуля).
  • Когда дают угощение, не берут его одной рукой, в знак уважения принято брать угощение двумя руками.
  • Стоит отметить, что у монголов существует «обычай правой руки»: здесь принято все давать и брать только правой рукой. Поэтому, чтобы показать местным жителям свое уважение к дому хозяев, пользуйтесь данным правилом.
  • Проведение видео- и фотосъемки в местных храмах и монастырях строго запрещено. Нельзя фотографировать государственные и военные учреждения, а также пограничные пункты.

В Монголии не принято с ходу задавать гостю вопросы. Гость тоже не должен торопиться выкладывать о себе все. В степи жизнь идет не спеша и процедура знакомства гостя и хозяина не составляет исключения.

Для отпугивания злых духов надо хлопнуть три или девять раз в ладоши.

Запретными считаются имена духов священных гор, их имена хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.

Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые `священные места`. ,

Нельзя наносить вред природе . Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн , мусор, незатушенный костер. У источника воды `аршана` нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать , задевать сэргэ — коновязь, разжигать рядом костер.

Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.
Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим — это такой же грех, как лишить живое существо жизни.

Монголия — это страна в Центральной Азии с населением около 2,8 млн. жителей. Ее ближайшими соседями являются Китай и Российская Федерация. Среди населения страны преобладают монголы (85 % населения), также его этнический состав представлен дархатами, сартулами, хотонами, бурятами, торгутами, мянгатами, харачинами, казахами, киргизами и другими группами.

Основным языком в Монголии является монгольский. Интересно, что более четверти населения страны говорит на русском языке и понимает его, так как многие представители старшего поколения учились в Советском Союзе или России. Кроме того, с 2007 года русский язык входит в обязательную программу обучения в монгольских школах.

Официальной религией Монголии, которую исповедуют более 90% населения, является буддизм. Основная денежная единица в стране — тугрик.

Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко.

Нельзя вонзать нож в огонь , а также каким бы то ни было образом касаться огня ножом или острым предметом, или доставать ножом мясо из котла. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Нельзя бросать в огонь очага мусор, тряпки — это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту.
Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками — этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками.

Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне , пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.

При посещении буддийских дацанов надо двигаться по часовой стрелке внутри храма и перед посещением обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать . Нельзя входить в храм в шортах.

В Монголии существует обычай правой руки.
У монголов считается дурным тоном говорить о своих неприятностях, болезнях и проблемах.
Монголы очень суеверны, и многие запреты в стране связаны со множеством поверий. Например, для отпугивания злых духов надо хлопнуть 3 или 9 раз в ладоши.
Придя в гости (в монгольскую юрту), нельзя садиться самовольно на северной - почетной - стороне.
Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой. Нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места».
Нельзя вонзать нож в огонь или доставать им мясо из котла.
Многие монголы знают русский язык.
Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать. Нельзя входить в храм в шортах.
В стране запрещается фотографировать и снимать на видео военные объекты, панорамы городского аэродрома, крупные железнодорожные и шос¬сейные мосты, перевалы, а также экспонаты в музеях (в некоторых разрешается за определенную плату) и театральные зрелища.
Монгольским законом строго запрещено изготовление и ношение в городах ножей, финок и других предметов в качестве оружия. Сотрудникам полиции предоставлено право обыскивать лиц, подозреваемых в ношении указанных предметов, и привлекать граждан к уголовной ответственности.
В Монголии не рекомендуется употреблять алкоголь в общественных местах. За появление в общественных местах в нетрезвом виде взимается штраф.

На тайлаганах или шаманских обрядах не следует стремиться прикасаться к шаманской одежде, бубну и тем более что-либо надевать из шаманских атрибутов на себя, чтобы сфотографироваться. Даже шаман редко наденет на себя вещь чужого шамана , а если и делает это, то только после соответствующего обряда очищения. Существует поверье, что некоторые предметы , особенно связанные с магией, несут в себе определенное количество силы. Категорически запрещается простому человеку ради развлечения произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга).
Не надо дулю показывать. Это какой-то очень скверный знак.

Если ногу задели то нужно коснуться руки рукой. Это очень обязательно.
Кошки, кошачий стиль и вообще любые упоминания на эту тему — плохо. `Собака желает своему хозяину жизни, а кошка — смерти`. Это отвратительные существа по мнению монголов. Как считается исторически, это происходит потому что они никогда нее имели запасов зерна, которые следует оборонять от мышей котами, ну и значимости этих мохнатых тварей не прочувствовали .

Нужно усвоить числительные вместе с вопросом `сколько стоит?`. Потому что если вы все же смогли спросить, но не поняли сколько стоит на слух, то на универсальном переводчике — калькуляторе, вы увидишь цену в два или несколько раз больше . Правильно. Это скупой дважды платит, а ленивый — трижды и так далее. И, кстати, если совсем монголький никак не идет, в Улаанбаатаре можно говорить по-русски.

Не нужно разговоров про вегетарианство . Это разновидность болезни здесь, причем, психической.
Женщина в Монголии — главнее мужчины при всем уничижении со стороны последних.
Чингисхан — святой человек и основатель монгольского государства. Не надо шутить с этим именем, поскольку стандартны юмора, заложенные Чарли Чапином здесь не очень приветствуются. У монголов, как и у нас, есть история, которой должно гордиться.

Не стоит думать, что контракт или договоренности решили все. Маргаш это может быть полностью пересмотрено. Ну и что? Не страшно, на самом деле. И торговаться, в общем, можно даже в магазине. Не торгуешься — не уважают. Это закон