В Страстную субботу, 15 апреля, во всех церквях будут проходить всенощные службы перед главным событием - праздником Светлого Христова Воскресения.

После всенощной батюшка начинает освящать куличи и яйца в корзинках в четыре часа утра, а заканчивает как правило, когда люди перестают уже приходить.

Творожный кулич (Пасочка) является для христиан обрядовым блюдом, приготовляемым 2-мя различными способами:

  • холодным из подготовленного специальным способом творога с добавленными наполнителями, которые формуются в специальной формочке в виде усеченной пирамиды, и
  • горячим (в смысле заварным).

Рецептов очень много на нашем сайте, хотя каждая православная хозяйка имеет, бесспорно, свой фирменный.

Где и во сколько будут святить куличи в 2017 году в Москве – 15 или 16 апреля

Точный график освящения пасхальных корзинок в московских храмах приведен в таблице и заранее уточнить в каждой конкретной церкви при необходимости.

Пасхальная всенощная литургия длится всю ночь, и примерно в 4 часа утра происходит пасхальный крестный ход, затем священники переоблачаются из темных одеяний в светлые и провозглашают слова: «Христос Воскресе!», на которые верующие отвечают: «Воистину Воскресе!»

И лишь после этого происходит обряд освящения продуктов для праздничного стола.

Пасхой заканчивается 6-недельный Великий пост. Верующие причащаются, вкушая куличи, яйца и прочие продукты, освященные в церкви.

Расписание богослужений в Москве на Пасху в православных церквях и храмах показывает, что освящать куличи и яйца будут в субботу 15 апреля после утренней Литургии.

Я много лет не могла понять, зачем освящать куличи и другую пищу на Пасху, но потом один верующий человек мне объяснил, что смысл этого обряда в том, что освященная церковью пища (а делается это с чтением особой молитвы), вкушаемая с благоговением и благодарением Господа, непременно принесет православному огромную духовную пользу, к чему мы собственно все и должны стремиться к освящению продуктов на пасхальный стол.

В Страстную субботу, 15 апреля, во всех церквях будут проходить всенощные службы перед главным событием - праздником Светлого Христова Воскресения.

После всенощной батюшка начинает освящать куличи и яйца в корзинках в четыре часа утра, а заканчивает когда люди перестают уже приходить.

Творожный кулич (Пасочка) является для христиан обрядовым блюдом, приготовляемым 2-мя различными способами:

  • холодным из подготовленного специальным способом творога с добавленными наполнителями, которые формуются в специальной формочке в виде усеченной пирамиды, и
  • горячим (в смысле заварным).

Когда святят пасхи в Москве

  1. Точный график освящения пасочек и корзинок в московских храмах приведен в таблице и заранее уточнить в каждой конкретной церкви при необходимости.
  2. Пасхальная всенощная литургия длится всю ночь, и примерно в 4 часа утра происходит пасхальный крестный ход, затем священники переоблачаются из темных одеяний в светлые и провозглашают слова: «Христос Воскресе!», на которые верующие отвечают: «Воистину Воскресе!»
  3. И лишь после этого происходит обряд освящения продуктов для праздничного стола.
  4. Пасхой заканчивается 6-недельный Великий пост. Верующие причащаются, вкушая куличи, яйца и прочие продукты, освященные в церкви.
  5. Расписание богослужений в Москве на Пасху в православных церквях и храмах показывает, что освящать куличи и яйца будут в субботу 15 апреля после утренней Литургии.

В Великую субботу к храмам текут потоки людей с пакетами, узелками, в которых яства для пасхального стола. Когда начинают освящать куличи и яйца на Пасху 2017? Освящение пасхальной пищи начинается в субботу, с 12.00 и примерно до 9 часов вечера. Но можно это сделать и в последующие дни после богослужений: и в воскресенье, и в понедельник, и во вторник.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Что можно святить на Пасху?

Не забывайте, что собрать пасхальную корзину нужно правильно и есть продукты, которые нести в церковь на освящение категорически запрещается.

Главными атрибутами Пасхи являются кршенки — крашеные яйца, куличи, пасхи – и соль (считается, что потом такая соль будет освящать всю еду), а также кагор и свечи.

Это тот набор, который одобряют священнослужители: яйца символизируют победу жизни над смертью, кулич – тело Христа и полноту жизни, пасха – райскую жизнь, соль – связь Бога с народом, достаток и смысл жизни, кагор – кровь Христа.

Кроме вышеперечисленных обязательных продуктов в пасхальную корзинку для освящения также кладут овощи, в частности хрен, как символ прочности и силы духа, а также фрукты, зелень. Церковь не приветствует крепкий алкоголь в пасхальной корзинке, но допускает Кагор.

Что нельзя святить на Пасху?

Самый первый запрет на крепкий алкоголь, так как в церкви не место пьяным, да и напиваться «за здоровье Христа» — не лучшая идея, поэтому водку с коньяком оставляем дома.

Деньги и прочие материальные ценности на освящение также лучше не носить. Горожане любят посвятить ключи от дома и машины, кошельки или купюры, но церковь такого не жалует.

Кровянка. Если же в вашей церкви соглашаются освятить мясную продукцию, то эта колбаса вообще не признается православными служителями в качестве годной к употреблению.

Верующим также следует помнить, что традиционное обжорство на Пасху также церковью не приветствуется. Еды нужно освятить немного – она предназначена для более легкого выхода с Великого поста, а остальное рекомендуется раздать неимущим.

Что должно быть на пасхальном столе?

После Пасхальной службы дается разрешение на все виды пищи. Только, конечно, все должно быть в меру. Если человек держал пост, то не нужно сразу переедать: это может быть опасно для здоровья. Все должно быть в меру, особенно это касается алкоголя.

За пасхальный стол садятся после службы - в четыре часа утра или уже воскресным днем. Вся семья, включая детей, помолившись, садится за стол и вкушает освященную пищу. Праздник продолжается в течение сорока дней, особенно торжественно отмечаясь в первые две недели после дня Воскресения Христова.

Запомните, на Пасху нельзя сквернословить, ругаться, ссориться, драться. Нельзя напиваться. Дурные поступки не нужно совершать и в обычные дни, но омрачать ими светлый праздник - тем более.


В воскресенье, 16 апреля все православные христиане готовятся встречать большой церковный праздник – Пасху. Подготовка к Пасхе идет всю Страстную неделю.

Начиная с понедельника Страстной недели все хозяйки в старину начинали наводить порядок в своих домах. Заканчивалась уборка традиционно в Чистый четверг – в четвертый день Страстной недели. После этого хозяйки начинали подготовку праздничного пасхального стола.



С самых давних времен на Пасху традиционно ставились такие блюда, как творожная пасха, кулич, крашеные яйца и пасхальный барашек. Эти блюда ставились на праздничный стол и были глубоко символичны.

Например, пасхальный кулич символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни, а его сладость и красота проявляют заботу Господа о всяком человеческом существе. Творожная пасха по традиции имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует Гроб Господень. Пасхальный барашек (агнец) является напоминанием о жертвенной гибели Христа во искупление грехов всего человечества. Крашеные яйца обязательно должны были быть красного цвета и символизировали кровь Христа и Его Воскресение.

Пасха 2017: что должно быть на праздничном столе. В древности на Пасху всегда накрывался богатый стол, а в зажиточных семьях на стол ставилось 48 блюд – число дней Великого поста. Так, на столе всегда были в основном мясные блюда – это запеченные окорока, барашек или ветчина, фаршированные гуси, утки, индюшки, молочные поросята и домашняя колбаса. При этом все праздничные блюда ставились на стол холодными.



Помимо этого, праздничная трапеза на Пасху всегда проходила в два этапа. Первая трапеза совершалась сразу по приходе из церкви. Изначально выпивалась ложка подсолнечного масла, а после надо было съесть молочный кисель. Также обязательно надо было разговляться кусочком творожной пасхи, кусочком пасхального кулича и крашенным яйцом.

Уже утром накрывался праздничный стол, на который ставились все приготовленные ранее блюда. Причем стол стоял накрытым целый день и не убирался, так как в этот день принято приходить в гости без приглашения и пробовать все блюда, которые стоят на столе.

Как украсить праздничный стол на Пасху 2017. Согласно традициям, в центре пасхального стола всегда ставится блюдо с проросшими зернами пшеницы, овса или кресс-салата. Прорастать зерна хозяйки ставили заранее – примерно за неделю до праздника Пасхи. Для этого в неглубокое блюдце надо насыпать немного земли, в которую потом необходимо усадить хорошо помоченные зерна.

Затем блюдо надо поставить в теплое место и ждать, пока зерна прорастут. При этом необходимо не забывать время от времени поливать прорастающие зерна. В эту травку потом надо будет уложить крашенные яйца и поставить в центре стола. Также для укладки яиц можно испечь из дрожжевого теста специальный венок, куда потом укладывают яйца.



Еще одна традиция, которая присуща в наше время – есть яйца с майонезом. Это неправильно, так как на Пасху яйца надо есть с четверговой солью. Четверговая соль - это соль, которая готовится только в Чистый четверг на Страстной неделе. Это соль, которая пережигается в печи с квасным суслом, пряными травами или капустными листьями.

Стоит отметить, что после проведения богослужения на Пасху разрешается есть все виды пищи, поэтому на праздничном столе всегда было много мясных блюд. Однако не следует сразу наедаться. Особенно в употреблении пищи на Пасху надо быть осторожными тем людям, которые соблюдали Великий пост, так как после переедания могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Пасха 2017: когда святить куличи и яйца. В Страстную субботу, которая в 2017 году приходится на 15 апреля, во всех церквях будут проходить всенощные службы перед главным событием - праздником Светлого Христова Воскресения. После всенощной батюшка начинает освящать куличи и яйца в корзинках, происходит это примерно в четыре часа утра, а заканчивается, когда люди перестают уже приходить.



Пасхальная всенощная литургия длится всю ночь, и примерно в четыре часа утра происходит пасхальный крестный ход, затем священники переоблачаются из темных одеяний в светлые и провозглашают слова: «Христос Воскресе!», на которые верующие отвечают: «Воистину Воскресе!». А уже после пасхального крестного хода священники начинают освящать куличи и яйца в корзинках. Также можно освятить и другие продукты, которые будут на праздничном пасхальном столе.

Пасха 2017: когда будут святить куличи и яйца в Москве. Точный график освящения пасхальных корзинок с куличами и яйцами можно уточнить в церкви, в которую собираетесь прийти освящать продукты для пасхального праздничного стола.

Расписание богослужений в Москве на Пасху в православных церквях и храмах говорит, что освящать куличи и яйца будут в субботу, 15 апреля после утренней Литургии.

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.


Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».


Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…