Ирина Круцких
Особенности сказок о животных.

Народные сказки - это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировозрения нашего народа. За много веков наши предки придумали тысячи сказок . Словно на крыльях они перелетали из века в век и передавали мудрость одного поколения другому. Каждая эпоха создала свои сказки . В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман. Народные сказки прошли долгий путь своего создания. Народ оттачивал форму и содержание каждой из них, пока они не достигли своего идеального состояния. Народная сказка - это уникальное творение многих поколений нашего народа.

Он говорит: Не дай мне тоже - капля - это дает воду? Да, Бог прощает Святого Петра: «Вижу ли, Петр, что нет воды?» Бог не помогает. Следует также забыть о временных метаморфозах, которые произошли в результате нарушения запрета. Называя эти сказки 78, можно видеть, что в сказочном эпизоде ​​все еще есть «мифическое дыхание» самого мифа, но функция, данная этому описанию в коллективном менталитете 79, в конечном итоге привела к выбору решения из.

Мне было бы жаль убивать себя, терпеть их, мою душу, мать, которая должна была убить их, допинг-а. Услышав это, старик от сыновей сказал: Дорогая леди, ты знаешь, что он больше никогда не вернется. Мама, как можно хуже, завтра после лечения. И немедленно уходите из дома. Возвращаясь домой, он поворачивается и приходит и берет лекарство от своей матери. Это, я, побежал по лесу. Она поспешила про себя, она знала самородки ночных деревьев. Он сделал сосок, который помогал спать каждую ночь. Как только возникло расстройство между столами.

Русские народные сказки о животных - самая древняя группа сказок , в основе которых лежат тотемические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаичискими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает , что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными , символизирующими силу. В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Поэтому заметным композиционным приемом животного эпоса является обман в его разных видах : коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая яма. Умеющий перехитрить, обмануть - побеждает и получает выгоду для себя.

И вот почему. Одна из горничных кричит: Шаг, мы в опасности! И внезапно вставая со стола, были сделаны семь голубей. Затем траур сказал сыну маленького императора: Вы были неблагодарны. Пока вам не удастся сделать то, что не сделало человека в мире, не сдавайтесь. Когда вороны прибудут в десять часов и спросят, какая новость в их стране. Это ново, - сказал один, - что эти молодые люди собираются выйти замуж, а когда они выйдут из свадьбы, у них будет четыре указателя.

Они вошли в машину, и когда они пришли, их волы вошли в бездонные воды, и там они погибли. Социально-антропологические заметки о европейской пластической теме, том. Введение в социологию тела. Скомпрометированы. В этих сказках метаморфоза героя у оленей условна и обратима, возвращение к первому физиологическому статусу совершается магически, путем или с инициированием некоторых задуманных митофосхлорических существ. Что выдвигает на первый план не нарушение явного запрета, а скорее подсознание, которое относится к телесным этосам.

В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей, степей : лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы : ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова. Встречаются насекомые : муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних животных и птицах . Славян повседневно окружали и сделались персонажами их сказок вол , лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и сам человек как равноправный участник событий. Ум человека и дружба, взаимопомощь домашних животных стали противопостовлять грубой силе и хитрости обитателей дикой природы.

С самого начала следует сказать, что митаризация на магических объектах румынской сказки 85 ставит под сомнение утверждение самой сути магического акта: Мы скажем, что эффект любого магического действия заключается в том, чтобы принести живые существа или объекты в таком состоянии, что определенных жестов, явлений или явлений.

Масаран, дает твою любовь и дает тебе дерьмо, он оглянулся. Это сделало его оленем, он дает лес, с ножом, и он дает рог, и он решает птицу, он дает колокола. -Нет, уходи! И у вас нет состояния и льда - пока вы не пересечете их к амнезии - к увядшему красному, и вы пьете воду. Вода - лед - и у вас есть поселение - плохо. Это сделано Мазаром. Он выпил его и сбежал с заклинаниями, с болтонами, пока не стал амнистией. Когда он был удивлен, он добрался туда до воды, аму и бежевый. Вы приходите туда и пьете воду.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных , поэтому им очень нравятся сказки , в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты- думают, говорят, совершают поступки. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера , которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы- хитрость, волк жаден и глуп. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии : наиболее сильного все признают. Лев и медведь всегда оказываются на верху социальной лестницы. Есть сказки страшные , где медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь- носитель справедливого возмездия. Повествование представляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации.

Да, старушка была там с проигравшим. Он сделал его оленем, и когда он сделал его оленем - сделал его оленем от человека, понимаешь, олень в лесу, дикая вещь - он поместил собак за собой. Пусть она пойдет так далеко, как только могла, в пещере лучей - у нее была пещера, чтобы она изменилась, прежде чем она вошла в озеро, вы знаете, там, в своей комнате. Затем он изменится, когда получит три волшебные сказки. Он стоял, пока не подошел к рассвету. Она раздели всю голую кожу, чтобы бросить туда. Когда его бросили туда, он был готов, ха! приложив руку к одежде.

Они одеваются вместе с ними - с тремя костюмами. Ее ребенок, ее ребенок, стал поросенком! Тогда, ладно, матерям? По той же причине, с превращением героя в муху, у нас есть у меня. Мое утверждение касается еще одной концептуализации сущности магического акта, потому что также было сказано: «В нем, в его роде, человек живет в профане; он живет в священном, как только он отправляется в путешествие, и, как незнакомец, находится в непосредственной близости от лагеря чужих». Горовей, верующие и суеверия румынского народа; Симион Флореа Мариан, Заклинания, Очарование и Катастрофы.

Особенности жанра сказки :

Не важно кто герой, важно какой он.

Зачастую у героев прямолинейный характер.

Контрастность характеров положительных и отрицательных легко отличить.

Язык сказки лаконичный , выразительный, ритмичный.

Все крупно, все запоминается сразу и надолго.

В сказке создается особый мир , в котором все необыкновенно, присутствуют волшебные предметы, превращения, говорящие животные .

Никула, Магические средства и средства защиты в Карпатах; Александру Офрим, Люсия Орим, между магией и религией - гадалка в Марамуресе; Пол Стефанеску, Заклинания и др. Волшебные объекты92 повсеместны в румынских сказках. Благодаря внутренним качествам функций, которые они имеют, символический отпечаток, который они имеют или предполагают, или императив их использования в предельных ситуациях, они представляют собой реальные фиктивные конструкции, которые помимо качества их первенства внутри сказка, помогает нам понять механизм мышления за этим типом литературного производства.

Борьба темных и светлых сил.

Этические матировки : несправедливость- источник страдания и злоключений.

Нет непоправимых ситуаций.

Сказка учит оценивать поступки и дела людей.

Наличия путешествия.

Наличие запрета.

В трудную минуту приходят помощники, но изначально проверяют героя.

Среди персонажей могут быть дети.

Практически, дискурс эпоса до тех пор был сублимирован необходимостью инноваций «насильственно», захватить повествовательную нить. Ибо окончательная оценка героя производится в терминах абстрактного мышления с помощью этой потребности испытывать физиологическое состояние, отличное от естественного, к тому, чтобы до тех пор реструктурировать телесную целостность с эмоциональными и аффективными чувствами нового государства 0, 97.

Автоморфороз, т.е. «Трансформация по своей воле или силе» героя, более многочисленны на уровне фантастической румынской сказки. Но, помимо значительно большего числа, эти автометаморфозы выдвигают на первый план некоторые структурно-гносеологические, функционально-вымышленные романы фантастического румынского фэнтезийного эпоса. Во-вторых, необходимо подчеркнуть структурный интерьер, вызванный изменением онтологического состояния героя. Возможность превратить его во все, что он хочет, включает в себя разрешение транс-онтологических различий, которое с точки зрения феноменологической точки зрения отправляется архетипически.

Ребенок должен верить в чудо- фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях,рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей,соответствует детской психологии.

Бабы говорилось: Ты был уволен, Комане, потому что ты убил великих стригоев. Вас повесили на холоде, а затем нагреть, потому что вы убили маленькую девочку. Вы снова были заменены на человека, потому что вы жалели лесоруба в лесу, что вам было хорошо, что все прелести, которые он держал, когда вы его видели, были сломаны. В двух широких категориях, начиная именно с поправок, изложенных выше.

Такие случаи, довольно многочисленные, связаны с способностью героя воспринимать, понимать и адекватно исполнять желательность. Мариан, маленькая девочка Императора пытается выполнить пожелание отца и преуспеть там, где ее великие сестры потерпели неудачу. Чтобы испытать силу своих дочерей, Император автоматически улучшает себя, превращаясь в жестокого дракона, который вызывает возвращение дочерей великих.

Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Основная черта сказки - вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымышленный, вычленяет ту мысль, которую несет сказка .

Но почему-то маленькая дочь преуспевает в преодолении этого первого препятствия, даже если император убежден, что она добьется успеха в своем желании. 101 Если в этом случае татуировка девушки улучшится в драконе, 102 явных случая псевдо -Автоморфоризация мы имеем в некоторых других ситуациях. Когда он подошел к мосту и прошел мимо, дракон, который теперь находился под мостом, прыгнул перед ним, он услышал такой рот и захотел съесть его. Но пусть он передаст это человеку!

Девушка, как он его видит, не издевается над своими сестрами, а скорее вытаскивает меч из своей оболочки и ни одного, ни другого, просто чтобы пронзить его. Автореформируя животных или насекомых, птиц или различные объекты, герои, похоже, осваивают маскированные техники на эпической линии сказки, возможно, от некоторых более высоких или условных митофоллорических существ.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда группы детского сада призвана способствовать всестороннему развитию каждого воспитанника. Один из самых эффективных.

Авторская дидактическая игра по развитию речи для старших дошкольников. «Лукошко сказок» по мотивам сказок Г. Х Андерсена. Настольно –.

Персонажи, по-видимому, знают о каком-либо совместном присутствии природы, отличной от человека, которые знают, как физически порабощать таких существ. Интересным аспектом этих автоматических форм является соединение между реальным и мнимым. Работая безупречно, эта взаимосвязь и эта способность к автоматическому превращению в выраженные признаки того, кто уже был инициирован, вызовет героический катализатор героя, ограничивая все его другие реакции и действия, со временем приближаясь к желанному успеху, Не в состоянии преуспеть сам по себе в желании, который превосходит его силу реакции, действия и понимания, герой получит специализированную помощь высших существ, еще раз символизируя символическое мышление традиционного менталитета, который даже в уровень фантастического эпоса, такого как сказка, нуждается в согласованности и завершенности.

Непосредственно-образовательная деятельность «Экология Андерсена» по мотивам сказок Г. Х. Андерсена о растениях и животных Непосредственно-образовательная деятельность «Экология Андерсена» (по мотивам сказок Г. Х. Андерсена о растениях и животных) Цели: - продолжать.

Гвоздики, думая, что они ползют и поражают его, как его братья-кресты, посылают ему больше сна, чем другие. Но Сын Хеппы был досадой, а не то, что его братья и сестры не ушли так же легко обманутыми, как другие люди. Он спал, но он не спал. И овчарки, думая, что она спит, прыгая с груди, три раза над ее головой, и, как и прежде, она превратилась в трех прекрасных девушек, куда уходило твое сердце, когда ты смотрел на них. Затем один бежит за водой, один размахивает по двору и один окуривает огонь, и пока вы биете пламя, все готово и в лучшем порядке.

Она научила меня, что делать, чтобы она жила, невредимая от того места, где она была заперта. Он был три раза над его головой, сказал слова, которые научила его ведьма, и комары. И вечер начал воспринимать дворец дворца121. Однако, поскольку истина могла когда-либо появиться, самозванец будет умолять обрезать. Итак, Святая Пятница учит его качать головой, чтобы сделать красивую кукурузу всего, и выйти из-под убийства оружия, в котором стоят его силы. Вы пришли; Твоя земляная земля получила тебя, когда ты был маленьким.

НОД по рисованию «Следы животных» Цель: Продолжать упражнять в рисовании ватными палочками; развивать мелкую моторику, сенсорное воспитание, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Конспект занятия «О животных» 1. Нарисуйте 6 разных диких животных из разных континентов, расскажите про них. Помогите ребеноку раскрасит их. 2. Нарисуйте 6 разных домашних.

Храните эту химеру. Когда тебя грызут с ним, что ты собираешься делать, если он три раза тебя выкинет на голову. Тишина, возьми свою суку из кайта. Взятие дымохода; когда она подняла глаза и хотела спросить ее, кем она была, помиловать ее, взять фею, куда она не пошла!

Еще одна интересная ситуация в этих транс-онтологических автоетаморфозах, в которой используется еще один метод восстановления, повторная супинация тела, мы имеем в антологии сказки Гр. Когда они прибыли, их получили с большим насосом, но Император не вышел чтобы встретить их. Через три дня он громыхал в городе и через королевство, что три дня стоял в своей очаровательной комнате, а старик стал молодым. Ей было стыдно жить как старик перед ее лицом. Присутствие этого классического, легко узнаваемого мифологического мотива 135 должно быть понято в этой сказке через сказочных коллекционеров коллекции Гр.

Ознакомление с природой в д/с старшая группа Тема: «Берегите животных?» (4 октября – Всемирный день животных) Цель: - расширять представления.

Проект «В мире животных» МБДОУ детский сад комбинированного вида№3 г. Данков Проект «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» 2016 год. Автор-разработчик: Нечеухина Светлана.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Библиотека изображений:

Бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. "В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве".

Одной из бытовых сказок является сказка "Жена-доказчица" .

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: "Жил старик со старухой". Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои "крючат" (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли ("заезочек"), рыболовные снасти в виде сачка ("морду"). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в "пестерек" (берестяная корзина) и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. "Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох". Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется "Жена-доказчица". И даже тогда, когда ее наказывают розгами: "растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает". Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.



Волшебные сказки. Герои русских волшебных сказок

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

"Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного".. 1

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: "Три царства", "Волшебное кольцо", "Перышко Финиста – ясна сокола", "Царевна-лягушка", "Кащей Бессмертный", "Марья Моревна", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Сивка-Бурка", "Морозко" и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

"Герой фольклора – "дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод". 2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке "Три царства" герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники : Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: "Ни в сказке сказать, ни пером описать". Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка "Два Ивана – солдатских сына" .


Сказки о животных.


Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных . Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк . Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят ("Волк и коза"), собирается разорвать овцу ("Овца, лиса и волк"), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста ("Лиса и волк").

Еще одним героем сказок о животных является медведь . Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют "всем пригнетыш". Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем ("Мужик и медведь").

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов ("Лиса и Тетерев", "Бобовое зернышко"). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки ("Колобок", "Коза-дереза").

Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно ("Бобовое зернышко", "Звери в яме"). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.