Пиво — этот напиток ежедневно употребляют миллионы людей по всему свету. Кто-то, засиживая в , пьет его литрами, а кто-то, в погоне за новым сортом, наслаждается каждым глотком элитной бутылочки.

Родиной многих сортов пива является Прага, этот легкий алкогольный напиток стал национальным символом страны. Посетив Чехию, вы просто обязаны совершить экскурсию на пивной завод и продегустировать этот напиток в разных сортах.

При дегустации в первую очередь определяется стиль пива , где учитываются все детали: от плотности и биттерности до вкусовых и визуальных ощущений. В справочнике американской организации Brewers Association можно найти полную классификацию пивных стилей. Существует и альтернативная классификация по бельгийским (Confederation of Belgian Brewers), чешским (Výzkumný ústav pivovarský a sladařský) и британским (Campaign for Real Ale) сортам пива, которых не встретишь в американском .

Также, при употреблении пива следует учитывать рекомендуемую температуру напитка . Правда дегустации это не касается: здесь температура любого сорта должна быть в пределах 10-12 °С. Лучше всего аромат пива при дегустации чувствуется в бокале коньячного типа – широкий, сужающийся кверху.

Давайте разберемся, как наш организм чувствует тот или иной вкус, а исходя из этого — определим, как же правильно дегустировать пиво .

Рецепторы, которые отвечают за наши вкусовые ощущения, находятся на небе, глотке и языке у нас во рту. За кислый и соленый вкус отвечают боковые рецепторы языка, за сладкий — его кончик, а за горький — корень (конечная часть). Также японские ученые открыли вкус умами, который несколько отличается от соленого, встретить его можно в сырах пармезан, рокфор и в соевом соусе.

Исходя из этого, следует учесть, что при дегустации пива его обязательно следует глотать, чтобы в полной мере оценить горечь напитка. И также как и при дегустации вина, следует наполнить рот пивом, приоткрыв его и не глотая, вдыхать воздух ртом, насыщая при этом напиток кислородом.

Биттерность пива (горечь) — это один из основных показателей вкуса, который можно измерить инструментальным путем. Каждый сорт пива имеет свой показатель биттерности, но настоящий дегустатор должен определить на вкус, соответствует ли данная горечь пива его сорту и стилю. Этого можно добиться только путем постоянной практики и изучения специальной шкалы IBU – International Bitterness Units Scale, где указанны показатели горечи для конкретного стиля пива.

Например, легкий напиток «Лагер» содержит IBU 5-10 единиц, Чешский «Пильзнер» — 30-40 единиц, а India Pale Ale имеет IBU от 40 единиц и выше.

Когда мы пьем пиво, то также оцениваем его тело. Оно может быть водянистым, легким, плотным, насыщенным и неровным, округлым (сбалансированным). Иметь различную степень карбонизации (насыщенность углеродом): сильную, умеренную или слабую. Во время дегустации рекомендуется как бы «пожевать» во рту пиво, тем самым лучше чувствуя его тело. У светлого «Крушовице», например, тело плотное, а вот у рисовой «Оболони», наоборот более легкое и водянистое.

Последним этапом дегустации является послевкусие напитка, которое в пиве обычно бывает очень выражено.

Но не только вкусовые качества учитываются при дегустации, очень важным являются цвет и запах пива.

При оценке цвета во время дегустации потребуется белый лист бумаги, который используют как фон для определения цвета, и карманный фонарик. Шкала оттенков пива довольно широкая, начиная с соломенного и заканчивая черным. Главное, чтобы цвет точно соответствовал стилю и сорту данного напитка.

Для определения аромата, бокал следует наполнить пивом на треть и медленно вдыхать аромат (основной запах), далее вращаем бокал по часовой стрелке, при этом ароматика пива начинает подниматься кверху, дополняясь новыми тонами. Чаще всего аромат бывает хлебный, дрожжевой, пряный, фруктовый, ягодный, цветочный или карамельный.

Очень важно выявить дефекты в аромате, если таковые конечно присутствуют. Это может быть запах затхлый или горелый, металла или ржавчины, диметилсульфидный (вареных овощей), ацетальдегидный (зеленых яблок или свежескошенной травы), диацетиловый (запах топленого масла), а также запах лекарств, растворителя, фенола и других примесей. Присутствие данного показателя резко снижает качество и вкусовое восприятие напитка.

Где учиться на пивного дегустатора?

Пивной судья или пивной дегустатор — это профессия, которая требует обучения и практики. В таких городах, как Прага, Мюнхен, Лондон, существуют школы пивных дегустаторов, где можно обучиться этому мастерству. Выпускники данных курсов в дальнейшем работают дегустаторами на пивных заводах и местных пивных конкурсах.

Rail Europe и на автобус . Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на .

Умение разбираться в алкогольных напитках только добавляет очарования любому человеку. Поэтому и знание, как дегустировать вино, считается тем самым, которое поможет поднять свой статус в глазах окружающих. Если вы еще не знаете правил такой пробы, то вот вам небольшая инструкция, которая поможет почувствовать себя знатоком и ценителем божественного напитка.

С чего начать?

Любая дегустация начинается с выбора посуды. Так, в отношении вина можно сказать, что на его вкус может повлиять много факторов. Поэтому и выбор бокала для дегустации – это первый и самый важный этап для начала процесса.

Бокал для вина должен отвечать ряду требований, которые гарантируют, что вы в полной мере ощутите весь букет выбранного напитка. Берите бокал с высокой ножкой. Не зря во всех ресторанах вы можете увидеть именно такую посуду под напитки. При этом бокал держится именно за ножку, потому что соприкосновение с напитком может повысить его температуру, и вкус изменится.

Должна использоваться только чистая посуда. Как банально бы ни звучал этот совет, но бокал для вина должен быть кристально чистым, чтобы никакие примеси не помешали разобрать тонкий аромат.

Бокал выбран, бутылка откупорена, значит, можно начинать процесс дегустации. Возьмите бутылку за донышко и налейте вино в бокал, держа его на весу за ножку. Очень важное правило – первый бокал наливающий оставляет себе и только потом начинает разливать вино присутствующим. Причина такого правила довольно проста – в вине могут оставаться крошки и соринки от пробки, так что по правилам этикета первую порцию оставляем себе, а гостям наливаем уже чистый напиток.

Этапы дегустации

Каждая дегустация состоит из нескольких этапов, дело в том, что вино оценивается по трем основным факторам: внешний вид, аромат, вкус. Очень важно соблюсти весь порядок дегустации и знать тонкости каждого этапа. Чтобы оценить вино, нужно учесть и то, как он выглядит, его запах и вкус.

Оцениваем вино по внешнему виду

Начинается проверка напитка именно с внешнего вида. Поднесите бокал с вином к свету или к любой поверхности белого фона. Помните, что качественный напиток не должен быть мутным. Красное вино допускает наличие небольшого осадка. В зависимости от возраста, цвет также может меняться. К примеру, молодое белое вино будет прозрачным, а выдержанное обретает янтарный оттенок. Также разные сорта винограда могут придавать особый оттенок. Например, виноград, который произрастает в теплых южных странах, делает вино более ярким, в то время как северные сорта придают немного тусклый оттенок напитку.

Можете немного взболтать вино в бокале и понаблюдать, как оно стекает со стенок. Если быстро, то перед вами легкое вино с минимальным содержанием алкоголя. В том случае, когда жидкость становится тягучей, вы собираетесь попробовать либо сладкий напиток, либо вино с повышенным содержанием алкоголя.

К игристому выдвигается еще одно требование, которое касается пузырьков и пены. Пузырьки должны быть мелкими и долго сохраняться. Самый хороший признак – тонкая цепочка пузырьков, которая поднимается с донышка бокала.

Принюхайтесь к бокалу

Теперь пора переходить на следующий этап дегустации – оценить аромат. Немного взболтайте бокал и вдохните запах напитка. Аромат вина состоит из ряда факторов, которые придают букету свою нотку.

Во-первых, это сам виноград. Он придает напитку тонкий фруктовый запах, который более заметен в молодых напитках. Вторая составляющая становится результатом ферментации. Отсюда и небольшая кислинка. А вот третий аромат, который вплетается в букет, – это запах бочки, в которой вино доходило до нужной кондиции. Не существует определенного соотношения этих запахов, которое скажет о качестве. Вы можете сделать свои собственные выводы, основываясь на предпочтениях. Возможно, запах дерева кажется вам более привлекательным, чем аромат фруктов. Тогда ищите более выдержанный напиток, который успел пропитаться запахом дубовой бочки.

Пробуем на вкус

Чтобы полностью оценить вкусовые свойства, нужно не просто сделать глоток, а подержать жидкость во рту. Дело в том, что вкусовые зоны располагаются по всей поверхности языка и различают разные нотки. Так есть зоны сладкого, кислого и горького. Поэтому вино должно коснуться каждого уголка рта, чтобы вы сделали правильный вывод.

Не нужно сразу же глотать, втяните немного воздуха, сложив губы трубочкой, а выдохните через нос. Таким образом, вы сможете полностью раскрыть вкус напитка и объединить его запах и вкусовую составляющую в общую гармонию.

Теперь, когда вы раскрыли весь букет ароматов напитка, можно его проглотить. Обратите особое внимание на оставшееся послевкусие. Оно не должно быть характерного алкогольного оттенка. Это признак дешевого вина, где высокое содержание алкоголя перекрывает некачественное сырье. А вот долгое послевкусие подскажет о правильном выборе.

Важно помнить и то, что вкус может измениться в зависимости от того, какое блюдо подано на стол. Именно по этой причине существует целая наука, как правильно подобрать вино к разным продуктам. Если хотите в полной мере насладиться ароматом божественного напитка, то обязательно соблюдайте схемы того, что можно подавать к белому вину или красному.

Не бойтесь пробовать новое и учиться полезным навыкам. А ваше умение распознать качественное и хорошее спиртное на прилавках магазина только добавит вам особого шарма и повысит статус в глазах окружающих.

Правильно дегустировать вино – настоящее искусство. Оно было придумано для того, чтобы различать на вкус марочные вина.

Вкусовые и освежающие характеристики вина напрямую зависят от его выдержки и условий хранения. Но все это абсолютно не важно, если не уметь правильно продегустировать вино.

1. Дегустацию вина начинают глазами. Купили прозрачный бокалы на www.posudaserviz.ru/products_bokaly-vina_1.php . Они идеально подойдут для дегустации, кроме того, красота и изящество такой посуды не оставит равнодушными людей с хорошим вкусом. Бокал наполняется на четвертую часть. Глаза понадобятся для того, чтобы оценить вино на прозрачность. Наличие мутности и пузырьков будет означать недостатки. Чтобы оценить цвет, следует посмотреть на дно (сверху). Глубокий красный цвет будет означать молодое вино и толстую кожицу винограда.

Чем старше вино – тем больше выцветшей будет его краснота. Что касается белого вина, то оно наоборот приобретет глубину цвета.

Дальше следуют манипуляции бокалом. Если его слегка наклонить, то по цвету вина у ободка также можно оценить его качество. Если цвет будет синевато-лиловым – это молодое вино. Кирпичный цвет будет означать более выдержанный продукт. Наконец, если вино у ободка практически прозрачное, то вино очень старое.

Если слегка поболтать вином в бокале, то по оставшимся следам на стенках также можно многое узнать. Например, хорошее вино обязательно оставит на стенках жирноватые «винные дорожки».

2. От зрительной оценки следует перейти к оценке на запах. Чтобы лучше ощутить аромат, нужно понюхать вино, слега взболтнуть бокал, и снова понюхать. Сила ощущений будет свидетельствовать об интенсивности винного букета. Молодые невызревшие вина не дадут запах изначально. Их следует хорошенько поболтать, прежде чем удастся ощутить насыщенный аромат.

Чистота и интенсивность запаха многое скажут про качество напитка. Особо важными в этом аспекте являются ассоциации, которые возникают при вдыхании винного аромата.

Изменения аромата нужно подмечать и во время распития вина. Если вино хорошее, то его аромат будет постепенно раскрываться и станет очень интенсивным.

3. Пожалуй, самая приятная часть дегустации вина – проба на вкус. Прежде чем сделать солидный глоток вина, его нужно слегка пригубить. Так получится лучше ощутить его сладость. Во время второго подхода нужно набрать в рот достаточное количество вина. Прежде чем проглотить (или выплюнуть, как это делают сомелье), важно ощутить вино. Кроме сладости, за которую отвечает кончик языка, дегустация ртом позволит ощутить кислотность (верхние края), горечь (основание языка), сухость (щеки) и градусность (горло). Кроме того, очень важен аромат, которым наполнится рот. Все эти элементы должны быть правильно оценены.

После проглатывания вина, необходимо прочувствовать, как долго будет сохраняться его вкус. Чем дольше – тем лучше.

Как и во всех остальных вопросах, практика дегустации вин имеет большое значение. Ведь чем больше вин было испробовано, тем больше умение различать их уникальность.

Просто пить (воду) – это физиологическая потребность, пить вино – это удовольствие, и оно может быть более или менее сильным в зависимости от вина, условий дегустации, чуткости дегустатора.

Существует несколько видов дегустации, каждая из которых имеет свои собственные цели: дегустация техническая, аналитическая, сравнительная, треугольная и т.д.. которые приняты у профессионалов.

Одна из форм дегустации, ставящая в тупик многих неофитов, – это исполняемый во многих ресторанах ритуал проверки вина на дефекты , в ходе которого официант наливает в бокал немного выбранного вами вина, чтобы вы его попробовали. Это позволяет вам убедиться в том, что, во-первых, оно имеет нужную температуру, и, во-вторых, у него нет очевидных изъянов, чаще всего связанных с пробкой . Отказаться же от вина просто потому, что оно вам не понравилось, вы при этом не вправе.

Для ценителей вина цель дегустации – вытянуть самую сущность из вина, причём так, чтобы иметь возможность о нём потом поговорить и развить остроту обонятельных и вкусовых ощущений.

Дегустацию вина не пристало проводить невесть где и кое как. Помещение должно быть приятным, хорошо освещённым (свет должен быть либо естественным, либо не искажающим цвета, так называемым «дневным») по возможности светлого цвета. В нём не должно быть посторонних запахов, таких как парфюмерия, запах дыма (табака или камина), запах кухни или ароматных цветов и т.д. Температура должна быть средней (от 18 до 20 °С).

Важен выбор подходящего бокала. Он должен быть бесцветным и по-возможности тонким, чтобы платье вина было хорошо видно. Его форма должна быть в виде тюльпана, то есть не открывающейся, как это часто бывает, а наоборот, слегка закрывающейся. Тело бокала отделяется от его основания ножкой. Такая форма позволяет избежать разогрева вина рукой (бокал держат именно за ножку) и упрощает вращательные движения бокала, которые необходимы для того, чтобы ускорить насыщение вина кислородом (и даже его окисление), чтобы проявить его букет.

Форма бокала настолько влияет на ольфактивное (обонятельное) и вкусовое восприятие вина , что Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR) и международные органы стандартизации (ISO) приняли, после исследований, нормы для бокала, который гарантирует и дегустатору и потребителю максимальную эффективность. Этот тип бокалов принято называть «бокал INAO» и применяют его не только профессионалы. Его можно купить в некоторых специализированных магазинах. С некоторых пор французские, немецкие и австрийские стеклодувы предлагают на выбор потребителя широкий выбор бокалов.

На дегустации используют зрение, обоняние, вкус и осязание. Конечно же. речь идёт не об осязании пальцами, а ртом, который также чувствителен к «механическим» воздействиям, таким как температура, консистенция, растворенный газ и т.д.

Внешний вид

Первый контакт с вином потребитель устанавливает, наблюдая его внешний вид. Один взгляд на одежду вина (речь идет о всей совокупности зрительных впечатлений), которая во многом зависит от использованных сортов, даёт много информации. Внешний вид вина даёт повод для первичной оценки. Каков бы ни был его цвет, вино должно быть ясным, его цвет – однородным. Мутность является признаком болезней, от такого вина следует отказаться. Допускается наличие мелких нерастворимых кристаллов виннокаменной кислоты, так называемого «гравеля» – осадка, который возникает в некоторых винах от переохлаждения, при том. что это не влияет на их качество. Для того, чтобы проверить ясность вина, следует поместить бокал на одной линии между глазом и источником света, а прозрачность красных вин проверяется на белом фоне (скатерть или лист бумаги), для чего следует слегка наклонить бокал.

Диск (поверхность вина в бокале) принимает форму эллипса и наблюдение за ним даёт информацию о возрасте и условиях хранения вина . После этого оценивают нюансы его цвета. Молодые вина должны быть прозрачными, но это не всегда является необходимым условием для старых качественных вин.

Примеры словаря , используемого при описании визуального анализа вина.
Нюансы: пурпурное, гранатовое, рубиновое, фиолетовое, черешневое, пионовое.
Интенсивность: лёгкая, стойкая, насыщенная, глубокая, интенсивная.
Отблеск: матовое, тусклое, грустное, сияющее, сверкающее.
Ясность и прозрачность: непрозрачное, мутное, затуманенное, прозрачное, идеальное.

При визуальной оценке вина следует обратить внимание на его отблески или, как ещё говорят, сверкание. Вино, у которого есть отблески, приятно и живо, тусклое же вино, скорее всего, грустно... Анализ внешнего вида вина завершается оценкой насыщенности цвета. Её не следует путать т тонами и оттенками.

При визуальном анализе на стенках бокала также могут быть «ножки» или «слёзки» – потёки, образуемые вином на стенках бокала, когда вино в нём крутят для того, чтобы лучше чувствовать его запах. Ножки свидетельствуют об уровне насыщенности вина спиртом: у коньяка всегда есть ножки, а у местных вин – редко.

Нос

Ольфактивная (обонятельная) оценка – это второй этап дегустации вина . Некоторые запахи сразу отвергаются, например летучие кислоты (прокисание, уксус), запах коры пробкового дуба (вкус пробки), но в большинстве случаев букет вина – комплекс запахов, которые источает бокал – производит всё новые и новые впечатления.

Ароматические составляющие проявляются в зависимости от их летучести. Это в своём роде испарение вина, поэтому температура имеет столь важное значение. Если вино слишком холодное, то ароматов нет, если слишком тёплое – испарение идёт слишком быстро, сочетая окисление, разрушение летучих ароматов и выявление неестественных тяжёлых ароматических элементов.

Таким образом, как принято говорить «нос» вина, это нескончаемый поток переменчивых ароматов; они проявляются один за одним, в соответствии с температурой и скоростью окисления вина воздухом.

Примеры словаря , используемого при описании ольфактивного анализа вина Цветочные: фиалка, липа, жасмин, бузина, акация, ирис. пион.
Фруктовые (плодовые): малина, чёрная смородина, черешня, вишня, красная смородина. абрикос, яблоко, банан, чернослив.
Растительные: травянистый, папортник. мох, подлесок, влажная земля, мел. различные грибы. Специи: всевозможные, от перца до имбиря, не считая гвоздики и мускатного ореха.
Бальзамические: смола, сосна, терпентин.
Животные: мясо, мясо с душком, дичь, дикий зверь, мускус, мех.
Эмпироматические: горелое, жареное, жареный хлеб, табак, сушёная солома и различные оттенки торрефакции (кофе и пр.)

Именно поэтому вращение бокала при дегустации столь важно. Сначала принято вдохнуть запахи неподвижного бокала, после этого его вращают, воздух производит своё действие и проявляются иные ароматы.

Качество вина напрямую связано с интенсивностью и сложностью его букета. У малых вин, как правило, мало или вообще нет букета: они простые и монотонные и их легко описать одним словом. Великие вина, напротив, имеют широкий, глубокий и сложный букет.

Словарь, описывающий букет, фактически неограничен, ибо это описание может строиться лишь на аналогиях. Неоднократно предлагались различные системы классификации запахов, но для простоты стоит запомнить такие обобщающие характер букета аналогии, как цветочный, фруктовый (плодовый), растительный (травяной), специи, бальзамический, животный, лесистый (бочковый), эмпироматический (имеющий отношение к огню) и химический.

Рот

После того, как вино успешно прошло две оценки – внешнего вида и ольфактивную (обонятельную), следует последняя – во рту.

Небольшое количество вина берётся в рот, но не проглатывается. Всасывается небольшая струйка воздуха для того, чтобы вино распространилось по всей ротовой полости. Либо просто «жуют». Во рту вино разогревается и источает новые ароматические составляющие, которые улавливаются носоглоткой. Известно, что вкусовые бугорки языка способны различать лишь четыре основных вкуса – горький, кислый, сладкий и солёный. Именно поэтому человек, страдающий насморком, не в состоянии дегустировать вино (или блюдо).

Если слишком много кислоты – вино агрессивное, если недостаточно – оно плоское. Если слишком много сладости – вино тяжёлое, густое, если недостаточно – оно тощее, невыразительное.

Помимо четырёх вышеперечисленных основных вкусов, рот в состоянии анализировать температуру вина, его густоту (вязкость), присутствие или отсутствие углекислого газа и вяжущих ощущений (сенсорных впечатлений, связанных с отсутствием смачиваемости языка слюной и стягиванием слизистых оболочек рта под воздействием танинов – того, что «вяжет» рот).

Именно во рту проявляется сбалансированность, гармоничность или наоборот, плохая конструкция вина (что значит, что его не следует покупать).

Примеры словаря , используемого при описании "рта" (вкусового анализа) вина. Критические оценки: бесформенное, вялое, плоское, тощее, водянистое, ограниченное, прозрачное, бедное, тяжёлое, массивное, грубое, густое, несбалансированное.
Похвальные оценки: структурированное, насыщенное, каркасное (крепко сбитое), сбалансированное, тельное, полное, элегантное, тонкое, зернистое (рельефное), богатое.

Белые и розовые вина характеризуются хорошей сбалансированностью кислоты и сладости. Для красных вин сбалансированность строится на кислоте, сладости и танинах («вяжущих» соединений).

Хорошее вино располагается в точке равновесия трёх вышеперечисленных компонентов. Подразумевается, что этому сопутствует и ароматическое богатство; великое вино отличается от просто хорошего строгой и мощной структурой (пусть и смягчившейся) и ароматическим размахом и сложностью.

Послевкусие

После вкусового анализа вино проглатывают. В этот момент любитель вина обращает своё внимание на то, чтобы определить длительность ароматических ощущений – «послевкусие». Эту долготу принято выражать в «каудалях» , – термин, который, несмотря на свою звучность, попросту обозначает... одну секунду. Чем длиннее послевкусие, тем больше ценят вино. Одна только его долгота является параметром, по которому можно выстроить иерархическую лестницу вин – от малых до самых великих.

Измерение в секундах длительности послевкусия – это одновременно и простая, и сложная вещь, так как измеряют только долготу ароматов, но не основные элементы структуры вина (кислотность, горечь, сахар и спирт). Эти дегустационные параметры не следует смешивать.

Многие из нас считают, что дегустацией вина должны заниматься эксперты, и что не хватит целой жизни, чтобы узнать все о винном этикете и разных сортах винограда, а также запомнить эти витиеватыми французские термины, кажущиеся нелепыми. Кому нужен эксперт, который говорит о том, что и так понятно: качество вина Petrus 1989 года, хранящегося в погребе, намного превосходит Pinot Grigio 2016, которое стоит в вашем холодильнике. Конечно, со всем этим трудно поспорить, однако, обладая некоторыми знаниями, вы все же сможете по достоинству оценить превосходное качество своей бутылки Petrus.

Чтобы помочь вам получать больше удовольствия от выпитой бутылки вина, редакция журнала MR PORTER обратилась за консультацией к Майклу Шустеру – автору новой книги «Для чего нужна дегустация вина». Он даст несколько рекомендаций по ключевым правилам дегустации, которыми он, как эксперт и один из лучших мировых сомелье, пользуются сам.

Визуальная оценка

Внешний осмотр – важный этап дегустации. Без него оценка будет менее точной. Возможно, цвет напитка немногое скажет о его качестве или вкусе, однако поможет сделать предположение относительно сорта винограда, места происхождения и возраста вина.

Для начала загляните в бокал, отмечая яркость цвета и прозрачность вина. Если цвет яркий, значит, вино, скорей всего, молодое. Наклоните бокал и, удерживая его, на уровне глаз, внимательно посмотрите, нет ли в вине пузырьков или осадка. Пузырьки – это углекислый газ, который выделяется в процессе брожения, о его присутствии в вине говорит шипение и мельчайшие брызги. Хотя осадок для большинства вин – это редкость, о его возможном присутствии тоже нужно знать. В основном его можно встретить в старых красных винах, при этом он портит не только их внешний вид, но и вкус. Винный осадок – это кристаллы дубильных веществ, например, танина или тартрата.

Слегка покачивая и вращая бокал, можно получить примерное представление о содержании алкоголя в вине. Вино с высоким содержанием алкоголя отличается большей вязкостью, оно как бы прилипает к стенкам бокала, образуя так называемые винные слезы.

Аромат

Определите запах вина, вдыхая его букет. Обратите внимание на чистоту и насыщенность аромата. Как бы вы описали запах вина: цветочный, растительный, минеральный, запах специй, животный, запах сухофруктов, горелый, химический (недопустимый для любого вина)? Ознакомившись с этими категориями ароматов, вам легче будет разобраться с нюансами при дегустации вина.

Теперь вращайте бокал в руке и попробуйте снова уловить аромат вина, до того как оно осядет. Обратите внимание на разницу запахов. Во втором случае аромат должен быть насыщеннее, и вы сможете уловить новые нотки в букете.

Глоток

Проба вина на вкус («нёбом», как принято говорить в винной терминологии) – это более сложный этап дегустации, так при этом приходится различать много особых вкусов. Основные вкусовые ощущения: текстура, температура, острота; плюс многообразные нюансы, касающиеся алкоголя – все это требует более активной работы головного мозга по сравнению с идентификацией аромата.

Сделайте глоток вина и попробуйте всасывать его – как будто пьете через соломинку. Таким образом, вино во рту будет аэрироваться. Прополощите рот напитком. Чтобы по-настоящему оценить вино, вы должны заставить его «двигаться», прочувствовать его. Без всего этого вы ограничитесь лишь оценкой вкусовых качеств в букете вина.

При дегустации вы должны попытаться оценить сбалансированность вина – не слишком ли оно терпкое или сладкое, а также идентифицировать те параметры, о которых упоминалось выше.

Проглотить или выплюнуть

Выплюнуть или проглотить – от этого решения во многом зависит конечный результат дегустации. Всегда есть соблазн сразу же выпить вино, как только оно попало в рот. В этом случае вам вряд ли удастся оценить весь букет вина. Лучше какое-то время подержать вино во рту, стараясь смочить всю ротовую полость, чтобы обеспечить максимальный контакт вина со вкусовыми рецепторами, небом и обонятельными рецепторами. Полученные таким образом ощущения будут намного богаче.

Сделайте небольшой глоток, чтобы смочить вкусовые рецепторы в глотке, а остальное выплюньте. Подожмите губы и «надуйте» их в форме небольшой буквы «о». За счет мышц щек и языка, постарайтесь выплюнуть вино. У вас должна получиться тонкая струя, а не брызги во все стороны. И пожалуйста, никаких слюней!

Еще один глоток

Результаты научных исследований говорят о том, что у людей разное количество вкусовых рецепторов. Тех, у кого их много, называют «супердегустаторами». Однако дело в том, что их количество не всегда пропорционально качеству дегустации. Важна не столько ваша способность чувствовать вино во рту, сколько ваше умение анализировать информацию до того, как проглотить или выплюнуть вино. Чтобы добиться успеха в дегустации вин, вы должны научиться концентрировать внимание только на содержимом вашего бокала. Для этого вовсе не обязательно быть «супердегустатором», просто нужно уделять вину то внимание, которое оно заслуживает.

Сделайте следующий глоток, но на этот раз обратите внимание на яркость отдельных вкусов и на то, как вино раскрывается у вас во рту. Наконец, не забудьте отметить финишные ноты вина – баланс между ароматом и вкусом. Для этого вам, возможно, понадобится сделать не один глоток вина или даже выпить несколько бокалов.