Никакое русское застолье не проходит без самовара и крепкого ароматного чая. Но многие люди еще не знают о том, как на Руси появился чай. Еще в древних трактатах встречаются такие строчки: «Когда человек пьет этот замечательный напиток, то его тело становится легче, зрение - острее и ясные мысли приходят в голову».

- До появления настоящего чая на Руси уже была традиция чаепития. Заваривались травяные чаи из липового цвета, малины, смородины, душицы и многих других растений. Их сушили, а потом в кипятке заваривали. Такими напитками не только утоляли жажду, с их помощью лечили многие болезни.

- Дата первого настоящего чаепития в России - 1638 год. Именно в этом году Василий Стариков среди множества подарков привез царю Михаилу Федоровичу небольшие пакетики с чаем, которые презентовали западномонгольские ханы. В сентябре этого года и был заварен первый чай в России.

- В середине 17 века чай получил большую популярность среди высшей аристократии, а через сто лет его стали пить и бедняки. Бедняки пили напиток без сахара, а состоятельные люди - вприкуску, то есть, чередовали кусочки сахара и глотки ароматного чая.

- В 1818 году в Никитском ботаническом саду, который находится в Крыму, вырастили первые кусты чая. В Грузии стали выращивать чай на плантациях, поэтому цена на него стала снижаться, и этот напиток стал доступен не только для богачей, но и для обычных людей.



На Руси всегда пили чай, но не тот к которому мы все привыкли, а исконно традиционный Иван-чай. Современные люди уже и не знают, как заваривать Иван чай, а этот напиток, о лечебных свойствах которого ходили легенды, был очень популярен во всей Европе. Иван-чай подавали к императорскому столу, а люди знающие секреты его приготовления всегда были в почете.

1. Кипрей узколистный или Иван-Чай - это целебная трава, которая растет вдоль дорог и канав, на холмах и лесных полянах. Особенность этого растения в том, что оно не впитывает в себя вредные вещества, оставаясь целебной, практически во всех условиях экологии.

2. Из 10 грамм Иван-чая, можно приготовить до 30 чашек напитка. Для заваривания лучше использовать природную или очищенную воду.

3. На 500 мл воды используйте две чайные ложки чая. Если сухая трава не измельчена, то ее надо, как следует истолочь. Заливать чай следует практически кипящей водой и накрыть крышкой на 10 - 15 минут, после этого хорошенько перемешать готовый напиток.

4. Иван-чай сохраняет все свои целебные свойства на протяжении всей недели, от момента заваривания. Но все же, самым полезным считается только что заваренный напиток.

5. Есть еще один способ заваривания Иван-чая, который больше подойдет гурманам и истинным знатокам в заварке чая, так как используется свежее, только сорванное растение. Листья молодого Кипрея следует положить в эмалированную посуду, так чтобы они закрывали дно на 3 - 4 см. Затем залить теплой водой на 10 см. На маленьком огне довести до кипения, после чего дать настояться 10 - 15 минут. Все, чай готов.

Крепкий ароматный чай и самовар – явные атрибуты российской культуры. Данный напиток считается лучшим антидепрессантом, он помогает успокоить нервную систему, улучшить мозговую активность и просто расслабиться. Интересно, когда на Руси появился чай? Вопрос очень интересный и познавательный. До того как он появился на территории Руси, люди заваривали веточки и листья липы, смородины, малины. Их просушивали, использовали в качестве заварки.

Откуда на Руси появился этот напиток?

Ни одно торжество не обходилось без распития горячих напитков. Традиция дошла до современного общества. Настоящий чай на Руси появился в 17 веке. Существует легенда, что однажды монгольский хан Кучкун в 1638 устроил богатый прием. Среди гостей присутствовали русские послы. Одним из них был Старков Василий, который привез хану дорогие украшения и другие подарки. Кучкун сделал ответный жест.

Среди ханских подарков было не менее четырех пудов чая, который в те времена назывался «травой китайской». Однако российские послы не горели желанием принимать в дар неизвестную траву. Сделать это пришлось, учитывая дипломатическую сторону вопроса, чтобы не обидеть хана, подарки пришлось принять.

На Руси напиток был испробован в торжественной обстановке. На удивление, бояре и царь положительно отреагировали на заморское питье. Через время о нем позабыли вовсе.

Спустя много лет, чай вновь объявился в Москве. Произошло это в период правления Алексея Михайловича. Завезли его иностранные купцы. Чай вновь понравился царскому двору и продаже его не препятствовали. Постепенно напиток стал распространяться по всей Руси и через время стал национальным.

До 18 века напиток пили только аристократы, дворяне, так как он был недоступен для низших слоев населения. В те времена чай стоил приличные деньги. Постепенно стоимость начала снижаться. В Грузии и некоторых других южных областях России были заложены чайные плантации. С середины 18 века напиток стал доступен практически всем. Чай и до сих пор пользуется спросом и популярностью среди населения нашей страны. Без него не обходится ни одно торжество, будь то празднование дня рождения или простые посиделки с соседями.

Трапеза за чайным столом была необходимым компонентом русского праздника всех сословий. Чай впервые был привезен из Монголии в Россию в 1638 году в дар царю Федору Михайловичу, но широкое распространение получил только в последней трети XIX века. С этого времени чай у самовара становится стойким элементом русского национального бытового уклада.

Чаепитие

Чаепитие — застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов. Правда, вплоть до конца ХУ111 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком.

В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В. ЧАЕПИТИЯ СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ И В ДОМАХ НЕБОГАТЫХ ГОРОЖАН, Т.К. ЧАЙНЫЙ ЛИСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДЕШЕВЕЛ В СВЯЗИ С ЕГО ПЕРЕВОЗКОЙ МОРСКИМ ПУТЕМ ИЗ КАНТОНА В ОДЕССУ.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети Х1Х в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду» » с устатку», » с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах.

Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Чаепития в России, как праздничные, так и будничные, проходили по определенном правилам, утвержденным традицией.

Чай в России, вероятно, с начала Х1Х в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

В домашних условиях самовар с заварочным чайником ставился на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавался сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п.

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу.

Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко. Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины Х1Х в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», — говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Оно могло устраиваться и в воскресные дни, когда заходили на чай хорошие соседи:

«Под вечер иногда сходились
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья
И потужить и позлословить,
И посмеяться кой о чем…
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить…»
(А.С. Пушкин).

В праздничные дни, когда в дом собирались гости, чаепитие проводилось обычно после обеда перед танцами:

«… Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались…»
(А.С. Пушкин).

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир — И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» — Разумеется чаю.

Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso — cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).


Шангина Изабелла Иосифовна

В древние времена популярными напитками на Руси были квас, сбитень, медовуха. Заваривали травяные чаи, пили копорский напиток, приготовленный из кипрея. О чае, в традиционном понимании, начали говорить на Руси еще в 16 веке, но попробовать чай смогли только в следующем столетии. Популярности же черный чай добился спустя триста лет.


Как все начиналось

Как на Руси появился чай? Об удивительной китайской траве Михаилу Федоровичу, русскому царю из Романовых, рассказали казачьи атаманы Ялышев и Петров. В 1618 году царю был передан подарок от китайского посла. Это было несколько сундуков чая. Заморская трава не пришлась ко двору, ее вкус не понравился, об этом вскоре и вовсе забыли.

Через 20 лет Василий Старков (русский посол) был с визитом у монгольского хана Алтана Кучкуна. В ответ на русские соболя, дикий мед, сукно и золото, которые в качестве подарков привез Старков, монгольский хан собрал ответный подарок - караван с дарами. Среди них было четыре пуда чая, хоть русские гости от них и отказывались. Царь, получив подарки, велел боярам отведать заморской травы. Те вынесли вердикт: трава жесткая, почти не жуется, на вкус горчит. Хорошо, что послы разъяснили, что листья нужно варить в воде. После приготовления напитка бояре снова попробовали чай. Теперь бодрящий и ароматный напиток пришелся всем по вкусу.

К сожалению, чай быстро закончился, и о нем вспомнили только при царе Алексее Михайловиче. Иван Перфильев, русский посол, привез чай из Китая, и когда царь занемог, предложил заварить чудо-напиток. Чай помог, слух о напитке, который исцеляет, быстро распространился. Чай стали заказывать в Китае для царского двора.

Поставки чая в Россию

Чай из Китая доставляли долго, его везли караваны верблюдов долгих 16 месяцев по Великому Чайному пути. Стоимость его была очень высокой, это объяснялось сложностью перевозки. Весь чай доставлялся в Москву. До 19 века его могли позволить себе только зажиточные люди. За чай давали золото, икру, меха.


В 19 веке на Руси чай стал доступнее. В Москве были открыты первые чайные лавки, где можно было приобрести чай. Он сразу стал популярным среди простых людей. Появилось выражение «чаи гонять», по вечерам все собирались у самовара, чтобы почаевничать, поговорить на душевные темы.

Чай для русского человека

В 20 веке Россия становится чайным государством, чайная церемония, пришедшая с Востока, была адаптирована под психологию и широту русской души. Если в Китае чаепитие - это ритуал медитации, «разговора с чаем», то в России чайная церемония была призвана объединять людей. Собираясь за круглым столом за чаем, родные и незнакомые друг другу люди получали новые знания, делились своими переживаниями, раскрывали душу за разговором.

За чашечкой чая решались не только семейные дела, но заключались торговые сделки. Главная отличительная черта - простота и сердечность. Атмосфера за столом всегда приятная и душевная. Национальная традиция чаепития сохранена до сих пор.

Если в Японии и Китае, чай пили отдельно от приема пищи, в России на чайный стол выставляли самые вкусные угощения: калачи, ватрушки, булочки, сладости, пряники. Чай пили с земляничным или малиновым вареньем, медом, молоком. Обязательно подавался колотый кусковой сахар.

День в любом доме всех сословий начинался с чая. В течение дня его пили несколько раз. В каждом доме был свой самовар, из которого чай разливался в чашки. В купеческих домах чай пили из глубоких блюдец. Дворяне устраивали чайные приемы на английский манер с умными беседами.

В Москве, которая долгое время считалась чайной столицей, чай пили густым, крепким, вприкуску. Во времена Петра Первого стали появляться аустерии, где чай с кренделями можно было отведать даром. Правда, касалось это только тех, кто читал «Ведомости». Ценителями и почитателями чая были Лев Толстой, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Прошло несколько столетий, а чай до сих не знает социальных различий. Его любят все.

Чай является традиционным напитком в России, причем стал он таковым уже довольно давно. Однако каждый человек должен понимать, что чай был в нашей стране далеко не всегда. Еще пару сотен лет назад о таком напитке еще никто не слышал. Поэтому вам, вероятнее всего, будет интересно узнать о том, как чай появился в России. Ну и, конечно же, вам стоит узнать, что пили на Руси до появления чая. Территория современной России всегда была довольно холодной), поэтому необходимость в согревающих напитках была всегда. Как же предки спасались от холода? У них был свой набор напитков, о которых сейчас и пойдет речь. Вы узнаете, что пили на Руси до появления чая, а также, естественно, когда именно сюда пришел чай, как развивалась его культура и когда он стал самым распространенным напитком.

Медовуха

Если говорить о том, что пили на Руси до появления чая, то в первую очередь, естественно, стоит упомянуть медовуху. Вообще, в те далекие времена мед был дешевле сахара, поэтому очень многое готовилось с использование данного продукта, и нет ничего удивительного в том, что медовуха обрела такую популярность. Изначально она готовилась посредством чистой ферментации меда в бочке с ягодным соком. К сожалению, такой процесс длился невероятно долго, напитка можно было дожидаться вплоть до двадцати лет. Однако все изменилось, когда появились дрожжи, так как они значительно ускорили процесс приготовления медовухи, которую теперь можно было сделать всего за два месяца. Но это не единственное, что пили на Руси до появления чая.

Сбитень

Вы уже знаете, что мед был самым популярным продуктом на Руси в давние времена, поэтому не удивитесь тому, что очередной напиток, который служил заменой чая, пока тот еще не пришел на территорию современной России, также делался из меда. Только на этот раз процесс приготовления не включал в себя ферментацию, рецепт был совершенно другим. Многие называют сегодня сбитень русским аналогом глинтвейна, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что при приготовлении этого напитка использовалась вода, которая кипятилась с различными приправами, такими как имбирь, перец, гвоздика, мускатный орех и так далее. Потом к этому навару добавлялся мед и активно перемешивался, пока получившаяся смесь снова не доходила до кипения. Тогда «перевар» считался готовым, и его подавали к столу. Стоит отметить, что существует он уже, возможно, более тысячи лет. Первое официальное упоминание этого напитка в летописях приходится на 1128 год. Как видите, предшественники чая прекрасно справлялись со своими обязанностями не один год.

Квас

Естественно, нельзя не упомянуть еще один напиток, который пользовался на Руси огромной популярностью и, между прочим, пользуется очень популярен и сегодня. Речь идет о квасе, который известен абсолютно всем. Когда приходит лето, этот напиток можно обнаружить повсеместно, и ни для кого не является секретом процесс его приготовления. Квас является продуктом брожения, в основе которого чаще всего лежит хлеб. Казалось бы, нечто подобное никаким образом не может быть вкусным, однако многие столетия практики показали, что этот напиток является любимым у многих жителей России (а ранее - и Руси).

Русь без чая

Что ж, теперь вы знаете, какие напитки были популярными на Руси до того момента, как там появился чай. Но когда же это было? Оказывается, внушительное количество времени на территории современной России о чае никто даже не слышал. Русь представляла собой государство без чая вплоть до середины семнадцатого века. Да, ваши дальние предки не знали, что такое чай, напиток, без которого сложно себе представить современную жизнь.

Что ж, теперь вы знаете ответ на вопрос о том, в каком веке на Руси появился чай. Однако его история является настолько интересной, что вам определенно не стоит ограничиваться просто одной цифрой. Читайте дальше, чтобы узнать, откуда на Руси появился чай, какие преграды были на пути его распространения и когда же он занял свою важную и незаменимую позицию в жизни русских людей.

Когда впервые появился чай?

История чая на Руси очень интересна. Конечно, некое подобие чаев люди пытались заваривать еще и ранее, когда готовили целебные зелья из различных трав. Однако аналогии между современным напитком и теми заварками не существовало, так что нельзя рассматривать их как предков чая на Руси. Когда же и при каких обстоятельствах чай пришел туда, где сейчас является одним из ключевых напитков? Случилось это, как уже было сказано выше, в семнадцатом веке. Если же говорить точнее, годом появления этого напитка на Руси принято считать 1638-й. Именно тогда царь Михаил Федорович получил от одного из монгольских ханов в обмен на соболиные шкуры странную траву, происхождение и использование которой не было никому понятно.

Время экспериментов

Итак, теперь вы знаете, когда появился первый чай на Руси, однако с этим связана одна невероятная история. Дело в том, что полученная трава была неизвестна ни самому царю, ни его боярам. Бояре получили от царя указ: узнать, что же это такое, причем на практике. Естественно, бояре бросились исполнять указания своего царя, однако столкнулись с непреодолимым препятствием. Они пытались жевать, нюхать и вытворять множество других вещей с листьями, полученными от хана, но результата это не дало. На вкус они были все такими же неприятными и горькими. Конечно же, царь обиделся на хана и хотел уже начать выяснять отношения, так как считал подобный дар в обмен на соболя полноценным оскорблением, но вовремя додумался, что стоит посоветоваться с послом, который ему и привез этот дар. Вот посол как раз и пролил свет на загадку, сказав, что сам хан варил эти листья, а затем пил получившийся отвар. Попробовав такой метод, царь пришел к выводу, что дар является действительно стоящим, поэтому не стал ссориться с ханом. А чай начал свой путь к вершине успеха на Руси.

Период малого предложения

Конечно, спрос на чай был очень высоким, однако предложение совсем не соответствовало спросу. Дело в том, что листья очень долгое время завозили из дальних стран, поэтому цена на них была очень высока. Почти до самого конца восемнадцатого века этот напиток могли себе позволить только самые состоятельные жители. Чаепитие было праздничной традицией, на него приглашали знатных гостей.

Первый русский чай

Когда же произошел перелом? Случилось это в начале девятнадцатого века, когда русским ученым удалось вырастить свой собственный чай в теплом климате Крымского полуострова, в местном ботаническом саду. Это был настоящий прорыв, который и позволил чаю стать не просто напитком для знати. С того момента популярность чая начала расти, его могли позволить себе все более широкие слои жителей, ну а на сегодняшний день, как вы уже знаете, доступ к этому ароматному напитку имеет каждый человек.