Первым, кто сделал креативное мышление предметом своего изучения был Джон Пол Гилфорд (1897-1987). Рассвет его деятельности пришелся на 40-50-е г.г.

Он считал, что креативное мышление присуще любому человеку на одном уровне, его просто необходимо развивать. Можно быть креативным дворником, хулиганом и т.п. Не только деятели искусства относятся к креативной сфере.

Ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления.

    Конвергентное

Занимается решением задач, имеющих определенный, единственно верный ответ.

Именно его развивают в школе, за что Гилфорд школу и укорял.

    Дивергентное

Работает с задачами, где нет единственно верного решения. Необходимо предлагать несколько вариантов решения.

Его Гилфорд и назвал творческим. Считал, что без хорошего конвергентного не будет хорошего дивергентного.

4 основные способности, которые обеспечивают работу дивергентного мышления:

    Беглость мышления

    Гибкость мышления

    Оригинальность

    Способность к дополнению и доработке ситуации

Беглость мышления:

Характеризуется широтой ассоциативного поля, в которой бегает мысль, в поисках того материала, который нужен ей для принятия решения.

Способ тестирования Гилфорда: придумывание синонимов к словам на время.

Гибкость мышление:

Характеризуется количеством существенных свойств изучаемого объекта, которое мысль способна в нем найти.

Очень значимая характеристика. Характеризует активность, живость, целенаправленную интенсивность мышления.

Оригинальность:

Способность находить нетривиальные решения.

Методики: представление каких-нибудь нереальных историй (например, как изменится мир, если 365 дней будет идти дождь).

Способность к доработке ситуации:

Очень часто нужно добавить к ситуации чего, что ей не хватает. В общем, умение из говна сделать конфетку.

Эти способность частично определены природой, но кроме хорошей генетики необходимо иметь хороших учителей.

Билет 15.

    Язык и речь. Функции речи. Виды речи.

(по словарю)

Язык система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; в собственном смысле язык словсоциальнопсихологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное. Одним из непосредственных проявлений речи является речь как звукословесное общение.

Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, кот представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р и язык составляют сложное диалектическое единство. Р осуществляется по правилам языка, и вместе с ем под действием ряда факторов (требований, общественной практики, развития науки, взаимных влияний, языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Р и язык современного человека результат исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р.

Благодаря Р (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения Р становится основным механизмом их мышления.

Высшее абстрактнопонятийное мышление невозможно без Р. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др форм мышления (нагляднодейственного и нагляднообразного). Р тесно связана и со всеми др психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль Р в воображении, при осознавании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т д.

Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы произнесение Р., ее восприятие и понимание. Принята дифференциация Р. на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю (см.Автономная речь , Виды речи , Внутренняя речь , Импрессивная речь , Мимико-жестовая речь , Речь письменная , Речь устная , Эгоцентрическая речь , Экспрессивная речь ).

РЕЧИ ФУНКЦИИ (англ.speech functions ) - роль речи в общественной и индивидуально-психической жизни человека. Различают 2 главные Р. ф., теснейшим образом связанные между собой. 1-я - осуществление процессаобщения между людьми (коммуникативная функция ).2-й функцииречь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития (интеллектуальная функция ).

В коммуникативной функции,в свою очередь, принято различать (хотя эти различия не очень точны) функциюсообщения и функциюпобуждения к действию .При сообщении человек может указывать на к.-л. предмет (указательная ,илииндикативная ,функция) и высказывать свои суждения по к.-л. вопросу (предикативная функция, или функциявысказывания ).Помимо сообщения о к.-л. событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания (функцияпобуждения к действию ).Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т. п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности,экспрессивности (иногда специально выделяютэмоционально-выразительную Р. ф.). Всвою очередь, выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов (важны живость, образность языка, доступность для понимания), от речевой интонации и сопровождающих речьвыразительных движений (изменения позы, мимики лица,жестов ).

Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и т. д. В этой связи говорят о семантической (или сигнификативной) Р. ф. Однако роль речи в процессе мышления этим не ограничивается. Усваиваяязык как общественно-фиксированную знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциямимышления . Речь становится средствоманализа исинтеза , сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

ВИДЫ РЕЧИ (англ.kinds of speech ) - принятые в психологии обозначения для различных актов речевогообщения или их компонентов.Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю ивнутреннюю речь . Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила названиеустной речи . Ей противопоставляется (тоже внешняя)речь письменная , исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов (графем ).

Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную речь и рецептивную, пассивную,импрессивную речь . Продуктивная речь - это говорение (речепроизнесение), описание; рецептивная речь - слушание, чтение. Деление речи на продуктивную (активную) и рецептивную (пассивную) весьма условно. Восприятие речи (слушание, чтение), еепонимание - активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого.

В исследованиях развития речи детей изучают как минимум еще 2 своеобразных В. р. -автономную речь иэгоцентрическую речь маленьких детей.

Кроме того, выделяют В. р. в зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном речевом акте (напр., речь слышимая, произносимая и видимая). Аналогично с этим м. б. обозначена и осязательная речь, т. е. речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по Брайлю или ощупывании руки др. человека, говорящего с помощью дактильной речи (см. Дактилология ). К видимой речи, кроме обычной письменной, следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т. ч. общение посредством сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи видимой речи - этомимико-жестовая речь глухих, дактильная речь ичтение с губ .

Внутренняя речь

беззвучная речь , скрытая вербализация, возникающая, напр., в процессе мышления . Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различныхзадач в уме, внимательном слушании речи др. людей, чтении про себя, мысленном планировании,запоминании и припоминании. Посредством В. р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание ипонимание в определенной системепонятий , даются самоинструкции при выполнении произвольныхдействий , осуществляется самоанализ исамооценка своихпоступков и переживаний. Все это делает В. р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности исознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле В. р. - начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.

Генезис В. р. недостаточно изучен. По предположению Л . С . Выготского (1932, 1934), она возникает изэгоцентрической речи - разговора ребенка с самим собой вслух во времяигры и др. занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце концов, на пороге школьного возраста превращается во В. р. - речь «про себя и для себя», причем ее осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в школьном возрасте. По предположениюП .П . Блонского (1935), В. р. возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце 1-го г. жизни.

Логико-грамматическая структура развитых форм В. р. м. б. весьма различной в зависимости от содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во В. р. мысль выражается очень обобщенно в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие В. р. в индивидуальныйкод , отличный от устной и письменной речи. Однако в момент мыслительных затруднений В. р. становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и контролировать свою мыслительную деятельность.

Психофизиологические исследования В. р. весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент - зачаточная артикуляция слов, сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса их мускулатуры (см.Речи органы ). По данным электромиографических исследований (см.Электромиография ), при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций:тонические (низкоамплитудные) ифазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками речедвигательных потенциалов). Первые, по-видимому, связаны с общей активизацией речедвигательного анализатора, вторые - с микродвижениями речевых органов при скрытой артикуляции слов. Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации мыслительныхопераций , включения в мыслительную деятельность тех или иныхобразов , индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех жеумственных действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь лишь в момент перехода от одних умственных действий к др. При скрытой артикуляции слов максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевым центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы др. анализаторов мозга в единуюфункциональную систему , которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии В. р. (см.Кинестезии речевые ) - и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее отбор, фиксирование, обобщение и др. операции мышления.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ (англ.writing , written speech ) - речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия. Под это определение подходит такжемимико-жестовая речь (см. такжеАмер . язык жестов ). В отличие от нее Р. п. закреплена в виде письменного текста, т. е. допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность воспринимающему (читающему) использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и т. п. Др. словами, сообщение в Р. п. обладает в психологическом плане бо льшим числом степеней свободы (для воспринимающего), чем сообщение в устном или жестово-мимическом видах речи. То же касается и порождения Р. п.: в отличие от устной, особенно диалогической, речи, она допускает сознательный перебор и оценку вариантов содержания и языкового оформления сообщения.

С т. зр. используемых в Р. п. средств, она обладает спецификой на 3 уровнях: а) в ней используется графический код (письменность); б) существуют отличия в языковой организации Р. п., напр. в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т. п. используется интонация, а в Р. п. те же функции выполняются при помощи лексики (выбора сочетания слов), грамматики и знаков препинания; в) существуют языковые формы, принятые в Р. п., но необязательные в устной. Используемый графический код м. б. буквенным, илиалфавитным (как в рус. или англ. письме),слоговым (как в письменностях народов Индии),словесным (как в китайской письменности, где 1 знак, иероглиф, используется для целого слова или основы слова).

Если устной речью ребенок овладевает уже на 2-м г. жизни, то Р. п. формируется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте , обычно в результате целенаправленного обучения. Полностью же умения Р. п. формируются не раньше старшего школьного возраста. См.Развитие речи детей . (А. А. Леонтьев.)

РЕЧЬ УСТНАЯ (англ.oral speech ) - внешняя, произносимая и воспринимаемая наслух речь . Р. у. м. б. диалогической и монологической.

Диалогическая ,или разговорная, речь обычно бывает не полностью развернутой, т. к. она ситуативно, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. В диалогической речи большое значение имеют интонация, с которой произносится то или иное высказывание, а также сопровождающие речь мимика ипантомимика говорящего. Эти выразительные средства делают речь понятнее для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них.

Монологическая речь - это речь одного человека, не перебиваемая репликами др. людей (речь лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т. д.). Монологическая речь значительно более развернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта монологической речи - логическая связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Рассчитанная на определенную аудиторию, она, однако, не всегда сопровождается непосредственной реакцией слушающих (эта реакция остается неизвестной, напр. для выступающих по радио или телевидению). Умелый оратор или лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории (мимику слушающих, их отдельные реплики) и в соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание (вводит или опускает подробности в изложении, усиливает его логическую доказательность, вносит элементы занимательности и т. п.). Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря целому ряду специфических интонационных средств, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа речи, особые выделения голосом отдельных слов или фраз. Имеются специальные конструкции, характерные только для Р. у. (повторы или перефразировка отдельных высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменение последовательности слов во фразе с целью придать отдельным словам особую значимость). См.Экспрессивная речь . (А. А. Леонтьев.)


Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на . Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Особенности мышления

Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и , принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать с разных сторон. Он описал 120 разнообразных с пособностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».

Итак, – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:

  1. – теория решения изобретательских задач. Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в интернете. К примеру, решите задачу «Лампочка». Вообразите, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10 реально подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений. Время на выполнение – 5 мин.
  2. Напишите список из слов (существительных), которые бы заканчивались бы на букву «т». Следующим моментом тренировки могло бы стать создание списка слов, начинающихся на букву «л». Попробуйте также создать список из слов, в которых третьей буквой является «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику развития вашего мышления.
  3. Возьмите любое слово (к примеру, БУЛКА или МЕДВЕДЬ). Задание состоит в том, чтобы из начальных букв создать полноценное предложение. Измеряйте время, которое потребовалось на выполнение задания: так вы отследите беглость мышления.
  4. Продолжите ряд чисел 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. на скорость.
  5. Выполните упражнение на нестандартное мышление «Способы необычного применения обычных предметов». Его тоже лучше выполнять в парах. Обменяйтесь с партнёром по развитию дивергентного мышления наименованиями обычных предметов (например, КУСОК КАРТОНА и РАДИАТОР). За 3 минуты нужно как можно больше придумать необычных способов использования этих предметов с описанием. Кто больше?

С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.

Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Долгова В. И., Аркаева Н. И., Сомова А. А. Исследование дивергентного мышления старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 126–130..htm.

Аннотация. В статье представлено исследование дивергентного мышления старших подростков, рассмотрена проблема дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе, представлены особенности дивергентного мышления старших подростков; по тесту дивергентного мышления Вильямса было проведено исследование дивергентного мышления старших подростков.

Аннотация. В статье представлено исследование дивергентного мышления старших подростков, рассмотрена проблема дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе, представлены особенности дивергентного мышления старших подростков; по тесту дивергентного мышления Вильямса было проведено исследование дивергентного мышления старших подростков.
Ключевые слова : дивергенция, мышление, дивергентное мышление, старшие подростки.

Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и профессионального успеха. Серые личности не в моде, а творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других. Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте (в сенситивный период), хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда.

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческого потенциала старших подростков, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике школьного воспитания .

Исходя из вышесказанного, проблема исследования дивергентного мышления старших подростков является актуальной.

Для рассмотрения данной проблемы дадим определения понятиям «дивергенция» и «мышление».

Согласно определению, данному Т. А. Барышевой, термин «дивергенция» обозначает обнаружение расхождений . Этот феномен является универсальным и характеризует бесконечный процесс усложнения любых форм существования самоорганизующейся материи как живой, так и неживой. Принцип дивергенции имеет важное значение для понимания процессов самоорганизации вообще и эволюции живого мира в частности. Основные свойства дивергенции заключаются в следующем:

1) расхождение как дискретность признаков (свойств);

2) расхождение как снижение связ-ности и возрастания дифференцированности признаков (свойств);

3) расхождение как со-существование и функционирование признаков (свойств) в параллельном, альтернативном, вза-имодополняющем (или взаимоисключающем) режиме;

4) расхождение, приводящее к росту многообразия и неопределенности.

В психологии мышление понимается как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Впервые в науку понятие «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд, указавший на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление определяется им как тип мышления, идущий в различных направлениях .

Понятие «дивергентное мышление» синонимично понятию «творческое мышление», так как они обладают одинаковыми характеристиками.

Дивергентное мышление опирается на воображение.

Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов, что является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Дивергентное мышление актуализируется на ранних стадиях решения проблемы, на поздних - конвергентное. В этом случае дивергенция заменяется актуализацией отдельных зон смыслового пространства.

Выделяют три показателя дивергентного мышления: беглость, гибкость и оригинальность.

Беглость мышления проявляется как богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула.

Гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способами действия, в легкости перестройки знаний в соответствии с требованиями задачи, в переключении с одних привычных действий на другие, с прямого хода действий на обратный.

Под оригинальностью понимает необычность мышления, его неповторяемость и оценивает по частоте встречаемости ответов в выборке.

В настоящее время проблема дивергентного мышления чаще рассматривается с позиции ос-новных положений системного подхода и таких его аспектов, как:

1) системно-исторический (возникновение термина и его уточнение по мере развития психологической науки);

2) сис-темно-функциональный (выделение компонентов дивергентного, позволяющее обнаружить причинно-следственные связи);

3) системно-компонентный (изучение совокупностей компо-нентов дивергентного мышления и каждого из них как отдельную микросистему);

4) систем-но-структурный (выделение системы связей субординации и координации между беглос-тью, гибкостью, оригинальностью, разработанностью и свойствами личности);

5) системно-интегративный (выявление системообразующего фактора, организующего как саму систе-му, так и каждую из компонентов системы).

Старший подростковый возраст характеризуется физическими изменениями и глубокой перестройкой психики, причиной чего являются физиологические факторы и психосоциальное влияние . Наиболее интенсивные изменения происходят у старших подростков с познавательными психическими процессами, в частности, с мышлением .

Уже к возрасту 15 лет основные способности мышления старшего подростка сопоставимы со взрослыми, что проявляется в следующем:

1) Мышление старших подростков может быть не связано с конкретными ситуациями: они могут рассматривать возможности, которые в настоящее время не существуют.

2) Происходит развитие гипотетического мышления, основой чего является повышение качества дедуктивого рассуждения . Результатом этого является возможность видеть будущие последствия действий и альтернативные объяснения событий, заранее планировать, возможность ставить себя на место оппонента в ходе дебатов.

3) Появляется более систематическое, абстрактное мышление. Результатом этого является:

Возможность легче, чем в детском возрасте понимать высшую абстрактную логику, которой присуща игра слов, а также пословицы, метафоры и аналогии;

Увеличение богатства языка;

Возможность понимать такие жанры как сатира, метафора и сарказм;

Возможность качественно рассуждать, применяя логику в идеологической и социальной сферах, а также в вопросах межличностных отношений, политики, философии, религии, нравственности, дружбы, веры, демократии, справедливости и честности .

4) Появляется «метапознание», то есть способность мыслить о самом мышлении . Процесс метапознания включает в себя мониторинг собственной познавательной деятельности во время своего мыслительного процесса. Улучшение у старших подростков знания о собственных шаблонах мышления приводит к улучшению самоконтроля и более эффективному обучению. В результате повышается самоанализ, самосознание и рационализация, что является важным в процессе социального познания. В результате появления метапознания старшие подростки гораздо лучше, чем дети могут понять, что люди не имеют полного контроля над их умственной деятельностью.

На основании вышеперечисленных изменений мышления, характерных для старшего подросткового возраста, развивается дивергентное мышление. При развитии дивергентного мышления старших подростков следует учитывать, что некоторые виды мышления не развиваются сами по себе, а оказывают существенное влияние на другие, до некоторой степени являются их детерминантами: например, абстрактное мышление влияет на теоретическое, продуктивное, словесное, образное и системное. Таким образом, можно использовать отдельные виды мышления как инструмент развивающего воздействия по отношению к другим видам .

Развитие дивергентного мышления основывается на установлении взаимодетерминации и взаимосвязи видов мышления внутри, так что составляющие творческого мышления могут выступать по отношению друг к другу как детерминанты, регуляторы, факторы и т. д. Следовательно, некоторые виды мышления можно рассматривать как факторы развития других, более сложных. Знание взаимодетерминации и взаимосвязи видов мышления используется в развивающих программах: развивая системное, продуктивное, дивергентное мышление, необходимо первоначально обеспечить достаточно высокий уровень логического, образного, словесного .

Большую роль в процессе развития дивергентного мышления старших подростков имеют условия учебной деятельности, так как они могут как затормозить, так и способствовать развитию данного вида мышления. Развитию дивергентного мышления способствуют следующие условия :

Использование равного количества заданий дивергентного и конвергентного типов;

Преобладание над информационной насыщенностью учебного материала его развивающих возможностей;

Совместное развитие продуктивного мышления и навыков его практического использования;

Преобладание исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

Ориентация в учебной деятельности на интеллектуальную инициативу;

Исключение моментов, требующих конформистских решений, то есть неприятие конформизма;

Стремление сформировать способности к критичности и лояльности в оценке идей;

Формирование стремления максимально глубоко исследовать проблемы;

Формирование самостоятельности в учебной деятельности, стремления самостоятельно осуществлять поиск знаний, исследовать проблемы;

Создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса, то есть индивидуализация;

Ориентация на постановку проблемных ситуаций, то есть проблематизация.

Также для развития дивергентного мышления оказывает влияние соблюдение следующих принципов образовательно-педагогической деятельности :

Стремление вызвать интерес учащихся к разным явлениям жизни путем вдумчивого отбора новых фактов и малоизвестных сведений;

Использование научного объяснения в осмыслении, перестройке, уточнении житейских представлений;

Развитие умственной деятельности, включение старших подростков в самостоятельный поиск решения поставленных задач, помощь в преодолении трудностей и содействие эмоциональному подъему;

Вооружение старших подростков необходимыми умениями, помощь в оперировании знаниями, в творческом использовании их для решения практических вопросов и получения новых знаний;

Предоставление старшим подросткам возможности наблюдать за степенью своего продвижения;

Стремление обеспечить успех каждого ученика в любом виде деятельности;

Стремление вовлечь учащихся в активную трудовую деятельность.

Таким образом, в старшем подростковом возрасте происходит интенсивное развитие дивергентного мышления. Во многом это происходит благодаря развитию абстрактного и систематического мышления, развитию «метапознания» в этом возрасте. Большую роль в развитии дивергентного мышления старших подростков оказывают условия учебной деятельности и принципы образовательно-педагогической деятельности .

В ходе проведения эмпирического исследования дивергентного мышления старших подростков был использован тест дивергентного мышления Вильямса, который позволяет оценить дивергентное мышление по следующим показателям: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название.

В исследовании приняли участие 25 старших подростков, 15 мужского пола и 10 - женского.

В ходе проведения теста дивергентного мышления Вильямса были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса

Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса

Результаты исследования показали следующее:

48% (12 чел.) испытуемых обладают средним уровнем развития дивергентного мышления,

20% (5 чел.) - низким уровнем развития дивергентного мышления,

32% (8 чел.) - высоким уровнем развития дивергентного мышления.

По результатам исследования были разработаны и даны рекомендации педагогам и родителям по развитию дивергентного мышления старших подростков.

1) внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности старших подростков;

2) необходимо видеть потенциальные творческие способности в каждом из старших подростков;

3) педагоги должны видеть творческие проявления старших подростков не только во время классных или специальных заданий, но и в любой другой деятельности, поощрять индивидуальный стиль учащихся, их самостоятельность;

4) педагоги должны создать морально-психологический климат в коллективе, характеризующийся свободой от шаблонов и стереотипов, инициативностью и самостоятельностью старших подростков, возможностью проявить свои индивидуальные особенности, неравнодушным отношением к успеху всех и каждого, что позволит создать творческую атмосферу, устранить творчеcтво подавляющие факторы и поддержать инициативу обучающихся;

5) необходимо создать материально-техническую базу развития дивергентного мышления должны позаботиться педагоги и родители старших подростков;

6) необходимо для стимулирования старших подростков к деятельности сформировать у них достаточно высокую са-мооценку, отмечая их индивидуальные достижения и используя гибкие формы поощрения;

7) педагогам и родителям старших подростков необходимо развить свои творческие способности, быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании.

Таким образом, в ходе исследования нам удалось решить следующие задачи:

1. Изучить проблему дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности дивергентного мышления старших подростков.

3. Определить этапы, методы и методики исследования.

4. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

Решение вышеперечисленных задач позволило изучить дивергентное мышление старших подростков. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что у старших подростков преобладает средний уровень развития дивергентного мышления - подтвердилась.

  1. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12.- С. 17-24.
  2. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
  3. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 206 с.
  4. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Гардарики, 2005. - С. 37-45.
  5. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 7 (13). - С. 17-22.
  6. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии- М.: Юрайт, 2012. - 368 с.
  7. Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников- СПб.: Питер, 2012. - 38 с.
  8. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр.- М.: Педагогическое общество России, 2009. - 224 с.

Список литературы

Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12.– С. 17-24.

Долгова В.И. Инновационные технологии профессиональной деятельности психолога// Функции воспитания и просвещения в условиях ускоренной социализации личности в современном обществе (2015-06-18 14:00:00 - 2015-06-24 18:00:00). - МАНВО, Лондон, Великобритания, 2015. - http://gisap.eu/ru/node/75770

Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.

Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 206 с.

Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Гардарики, 2005. – С. 37-45.

Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. – 2012. – № 7 (13). – С. 17-22.

Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии– М.: Юрайт, 2012. – 368 с.

Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников– СПб.: Питер, 2012. – 38 с.

Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр.– М.: Педагогическое общество России, 2009. – 224 с.

Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию одному и тому же объекту. Этот тип мышления опирается на воображение и креативность, подразумевает способность мыслить вширь и видеть разнообразные свойства объекта.

Данный вид является противоположным к понятию «Конвергентное мышление», при котором разум концентрируется на одном решении.

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Критерии дивергентности

  • Беглость (количество решений, которые возникают за определенное время).
  • Оригинальность (решения должны быть нестандартными).
  • Чувствительность или гибкость (способность переключаться от одной задачи к другой).
  • Образность (мышление символами, образами, ассоциациями).
  • Ответственность или точность (последовательность мыслительного процесса и выбор в результате подходящего, адекватного решения).

Дивергентное мышление состоит из неорганизованных мыслей и идей, поэтому его нельзя измерить стандартными, общепринятыми методиками. Это творческое мышление, не связанное с уровнем знаний и логикой. Человек может иметь плохие показатели IQ , но при этом у него будет очень высоко развито творческое мышление. Этот метод мышления связан с активностью познавательных процессов.

Способы оценки дивергентного мышления

Чтобы оценить уровень развития данного типа мышленияу человека, используются творческие задачи и тесты с неожиданными вариантами ответов или вообще без них. Они могут быть арифметическими, текстовыми, вербальными или графическими (например, необходимо закончить рисунок, придав его сюжету как можно более нестандартное направление).

Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

  • Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
  • 10 – 12 – средний уровень;
  • 12-20 – хороший уровень;
  • Больше 20 – высокий уровень креативности.

Методы дивергентного мышления:

  • Мозговой штурм.

Этот метод появился в 1953 году и в настоящий момент широко используется для поиска решения творческих и других задач во многих организациях. Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие. Основные принципе штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными. Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу.

Чтобы штурм прошел максимально эффективно, всем участникам необходимо предварительно подготовиться – изучить глубже информацию по теме, обдумать ее и, возможно, придумать заранее несколько идей.

В начале штурма модератору лучше еще раз кратко, пунктами, изложить задачу, чтобы избежать недопонимания среди участников.

Если есть ощущение, что штурм идет тяжело и идеи почти иссякли, можно привлечь людей со стороны, которые могут быть даже не в курсе темы. Это поможет влить в обсуждение свежие идеи.

  • Составление карты памяти.

Этот метод используется для более быстрого понимания и запоминания большого количества разнообразной информации одного направления (например, история, математика, химия) и позволяет разместить всю информацию о задаче на одном листе. Составление карт памяти помогает фиксировать ключевые моменты информации, лучше видеть взаимосвязь между объектами, оценивать информацию с разных точек зрения, восстанавливать в памяти и воспроизводить информацию спустя промежуток времени, лучше понимать абстрактный материал.

Карта создается от общего к частному, то есть сначала в центре листа изображается основной предмет задачи (главная тема), далее от него отходят линии, которые обозначают основные признаки данного предмета, от них отходят линии, являющиеся свойствами признаков и так далее. В изображении так же используются геометрические фигуры, стрелки, абстрактные изображения, удобные и понятные для того, кто будет использовать карту.

Информация усвоится лучше, если при создании карт памяти, пользоваться ручками или маркерами разных цветов.

Карты памяти применяются в различных сферах и для решения очень разноплановых задач: подготовка к лекции, экзамену, презентации, публичной речи и так далее.

  • Метод фокальных объектов.

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов.

Для начала необходимо выделить основной объект задачи, которому будут придумываться дополнительные свойства, затем выбрать несколько случайных объектов (чем больше, тем лучше, желательно от 4 до 10). Для случайных объектов придумываются и записываются характерные свойства, которые потом переносятся на основной объект. В результате образуются новые интересные и креативные сочетания основного объекта и новых свойств, заимствованных от других понятий. Наиболее удачные из этих сочетаний додумываются и развиваются.

Пример:

Объект — Мыло.

Случайные объекты:

Трава (свежая, сочная, яркая);

Дождь (сильный, бодрящий, тропический);

Итог: Мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное.

Метод фокальных объектов часто используется в рекламе, например, для создания Уникального торгового предложения (УТП).

  • Ромашка Блума.

Это простой метод понимания и усвоения информации, путем составления на ее основании вопросов разного уровня и ответов на них. Американский психолог Бенджамин Блум создал удобную и четкую классификацию вопросов:

  1. Простые вопросы (проверяют общее знание задачи или текста и подразумевают четкие однозначные ответы).
  2. Уточняющие вопросы (определяют понимание задачи и требуют ответы «да» или «нет»).
  3. Объясняющие вопросы (используются для анализа информации, как правило начинаются со слова «Почему» и подразумевают развернутый ответ на основании причинно-следственной связи, новый, не содержащий упоминавшуюся ранее информацию).
  4. Творческие вопросы (задаются в форме прогноза, фантазии или предложения, содержат частицу «бы» и подразумевают обобщение имеющейся информации).
  5. Оценочные вопросы (помогают пониманию оценки фактов и явлений, упоминавшихся в задаче).
  6. Практические вопросы (нацелены на применение полученной информации, на выводы и поиск взаимосвязи между теорией и практикой).

Развитие дивергентного мышления

Существует множество простых упражнений, направленных на развитие творческого мышления:

  1. Составление списка слов, которые соответствуют заданному критерию. Например, те, которые заканчиваются на «я», начинаются на «л» или состоят из равного количества букв.
  2. Выбор любого слова, например, «Солнце» и составление из каждой его буквы отдельного предложения. Будет еще эффективнее, если эти предложения будут объединены по смыслу в один общий рассказ.
  3. Придумывание необычных способов применения обычным предметам.
  4. Визуальное упражнение: составление изображений из бумажных геометрических фигур, различных по размеру.
  5. Нахождение как можно большего количества общих признаков для пары совершенно не похожих предметов (Корова — коньки)
  6. Создание инструкции к какому-либо необычному предмету или действию.
  7. Поиск необычных причин для обычных ситуаций (Собака бежала по улице в одну сторону, потом остановилась, резко развернулась)
  8. Придумывание истории, опираясь на один не связный набор слов (Валенок, Кухня, Лето, Кот, Стройка).
  9. Придумывание экзотических имен. Очень простое и веселое упражнение, суть которого в том, чтобы придумать несуществующие имена, как женские, так и мужские.
  10. Решение загадок головоломок. Они могут быть как текстовыми, так и графическими.

Во всем мире графические загадки известны как Droodle и автором этого направления является комедийный писатель Роджер Прайс. Загадки были очень популярны в середине прошлого века и сейчас вновь становятся интересны аудитории. Друдл представляет собой лаконичный рисунок, по которому нельзя точно определить, что на нем изображено и чем больше вы придумаете вариантов, тем лучше. Воспользуйтесь нашими для тренировки дивергентного мышления.

  1. 5 дней Мечты. Очень приятное упражнение для тренировки творческого мышления, связанное с придумыванием в течение 5 дней своих желаний, связанных с той или иной жизненной сферой.
  • 1 день – мечты, связанные с личной жизнью;
  • 2 день – с карьерой, работой;
  • 3 день – с семьей;
  • 4 день – мечты, связанные с новыми знаниями и навыками;
  • 5 день – глобальные мечты, касающиеся вашего города, страны, планеты в целом.

«Для меня креативность – это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Поэтому креативность начинается не с практических приемов, а с мировоззрения. Не думаю, что такой образ жизни подходит каждому, но и не каждый способен стать джедаем.»

Дивергентное мышление является основой креативности, поэтому развивая его, вы совершенствуете так же свой творческий потенциал и способность нестандартно мыслить.

Вы находитесь на:

Если вы менеджер по персоналу в крупной компании или просто руководитель в небольшой организации, или же ищите себе подходящую должность, то вы глубоко понимаете насколько важно «быть на своём месте», т.е. занимать подходящую именно этому человеку должность.

Понятное дело, что на конкретной должности должен быть конкретный специалист, но немалую роль, помимо и опыта работы, играют личные качества человека.

Говоря о личных качествах, речь пойдёт о способах мышления человека. Вы никогда не задумывались, почему люди с одинаковым опытом и уровнем образования справляются с решение рабочих задач по-разному? Кто-то справляется с лихвой, а кому-то нужно выдавливать из себя результаты.

Одной из причин трудностей является способ мышления, которую подразделяют на конвергентную и дивергентную.

Конвергентному способу мышления характерно четкие алгоритмы и инструкции, железная логика и неопровержимые факты. А также этот тип мышления предполагает лишь один правильный вариант ответа.

Люди с конвергентным типом мышления обладают аналитическим складом ума. Из них получаются отличные бухгалтера, счетоводы, программисты, логисты, системные администраторы, тестировщики и т.п.

В противоположность конвергентному типу мышления вступает дивергентный тип. Этот способ мышления активизирует воображение и находит множество вариантов решения задачи. Причём варианты решения часто не вписываются в общий стандартный шаблон и несут творческий характер.

Людям с дивергентным типом мышления свойственна креативность. У них гибкий ум, поэтому они всегда способны выдавать множество оригинальных решений. Из них выходят отличные психологи, юристы, журналисты, менеджеры туризма; для них подходят профессии связанные с людьми, с искусством и т.п..

Конечно, в природе редко встречаются чистые конвергенты и дивергенты. Но определить к какому типу мышления больше подходит тот или иной человек, вполне возможно.

Например, чтобы выявить уровень конвергентных способностей можно пройти тест IQ. Тест поможет выявить коэффициент интеллекта с помощью специальных заданий, с которыми нужно справиться за 15 минут. 90-110 баллов – это средний уровень интеллекта. Следовательно, ниже 90 – низкий, выше 110 – высокий.

Для определения же дивергентных способностей существует тест Д. П. Гилфорда. Например, испытуемому даётся задание: подобрать как можно больше вариантов использования данных предметов: 1) скрепка; 2)перо. Более 12 вариантов говорит о хороших способностях к креативу. Также в этих тестах предлагаются множество других заданий, которые выявят ваше умение мыслить творчески.

Бесспорно, как конвергентный, так и дивергентный склады ума нужны.

Итак, пройдя тесты вы будете знать на каком поприще вам лучше занять своё место. Но выбирать область деятельности, опираясь только на тип мышления мало, ведь это только один из аспектов, гарантирующих эффективность работы. Стать ещё увереннее в своём выборе вам поможет специальная литература по профориентации.

В общем, не ленитесь, изучайте себя и слушайте своё сердце! Успехов вам!